Покупка картин. Виды Москвы середины XIX века. Садовников Василий Семенович (1800 – 1873)

Василий Семёнович Садовников до 38 лет был крепостным княгини Натальи Петровны Голицыной. Систематического образования не получил. Учился, копируя пейзажные виды известных русских художников — М. Воробьева, Е. Есакова, А. Иванова. Вероятно, благодаря дочери Голицыной, Софьи Владимировны, бывшей членом Общества поощрения художников, Садовников попал в Петербург, где с 1823 г. получал и выполнял заказы Общества поощрения художников по раскрашиванию литографий. К началу 1830 годов появились его самостоятельные акварели для издания «Костюмы и виды Петербурга и его окрестностей». Тогда же по заказу издателя, комиссионера Общества поощрения художников А. М. Прево, Садовников стал автором знаменитой «Панорамы Невского проспекта», литографированной И. и П. Ивановыми. В 1838 году Совет Академии художеств присвоил ему звание неклассного художника за акварель «Вид парадной Академической лестницы».

С 1840 годов и до конца жизни Садовников работал над заказами Императорского Двора. Ему заказывались виды городов, дворцов, усадеб, парков, интерьеров. Часто заказы были связаны с событиями общественной или культурной жизни страны: коронациями, бракосочетаниями и рождениями наследников, выездом царственных особ, парадами, грандиозными архитектурными реконструкциями. В его работах удивительно сочетается социальный заказ и непосредственное трогательное любование художника всем, что он изображает.

Поэтому трудно переоценить культурно-историческое и художественное значение его творчества; его акварели являются историко-художественными документами эпохи, хранятся в крупнейших музейных собраниях России: Эрмитаже, ГРМ, ГМИИ им. С. Пушкина, Музее архитектуры им. А. В. Щусева, Музеях Кремля.

Акварели писались им всегда с натуры, с подробностями добросовестного наблюдателя, от глаз которого не ускользает ни одна деталь повседневной жизни людей и окружающей среды. Художника интересует меняющийся на глазах облик строящейся Москвы. Все здания узнаваемы по точно переданным характерным деталям отделки, орнаментам, завершениям. Изображения архитектуры на акварелях ценны для нас тем, что многих построек, в том числе и в Кремле, ныне не существует. Перестроены мосты, набережные, мостовые, особняки, дворцы, исчезла значительная часть купеческих и усадебных домов и садов, церквей, снесены в Кремле Чудов, Вознесенский монастырь с церковью Екатерины и церковь Константина и Елены у Константино-Еленинской башни, нет стен Белого города, в 1859 году разобран Каменный (Всехсвятский) мост. Жанровые персонажи всегда органично и непосредственно населяют пейзажи и интерьеры Садовникова. Военные, крестьяне, дворовые, дамы, франты, разносчики, мастеровые несут военную службу, рыбачат, катаются на лодках, прогуливаются пешком, верхом, в коляске или карете, беседуют или наблюдают за происходящим, собираются на площадях в праздник. Обжитое пространство притягивает зрителя возможностью перенестись в другую эпоху и представить себе уклад жизни давно ушедшего времени.

Прошедшие экспертизу в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря 16 разрозненных альбомных листов не раз экспонировались на антикварных салонах в последние годы. Все листы, кроме двух, к счастью, точно датированы – указаны число, месяц и год исполнения. То есть художник оформляет каждый лист как документ, придавая альбому значение дневника событий. Исходя из авторских датировок, можно разбить листы на три группы по годам исполнения: 1851; 1853; 1856. Размеры листов в каждой группе почти одинаковы, что позволяет отнести их к одному из трех достаточно близких по размерам альбомов. В то же время недатированные листы можно датировать даже по размерам, отнеся их к определенным вышеназванным альбомам: №15 – к альбому 1851 г., №16 – к альбому 1856 г.

Листы Московского альбома 1851 года посвящены видам Кремля и его окрестностей в период нового большого строительства в Москве, порученного еще в 1830-е гг. Николаем I придворному архитектору К. А. Тону. В результате предпринятой реконструкции вид Кремля преобразился. Под руководством Тона в 1850 г. завершилось строительство Большого Кремлевского дворца, включившего в себя Теремной дворец и собор Спаса на Бору, на месте Конюшенного двора в 1851 г. была закончена постройка Оружейной палаты, составляющей единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. В 1838 г. был заложен новый Московский металлический мост, В 1839 – храм Христа Спасителя. Необходимо было запечатлеть все новое для истории с разных точек зрения, что, вероятно, и было заказано Садовникову.

Листы были выполнены за краткий период времени – с 25 августа по 5 сентября. То есть фактически за 10 дней. При перечислении мы избрали хронологический принцип следования по пятам за художником, который день за днем отражал увиденное им то с набережной Москвы-реки, то с мостов через реку, то с высотных точек города. Особенное внимание в акварелях уделено изображению Большого Кремлевского Дворца и Оружейной палаты. Названия листов даны нами по аналогии с названиями композиций художников – современников Садовникова, работавших с тех же точек зрения. Авторское название имеют лишь два листа: №9 («Часть Замоскворечья») и №13 («Развод с церемонии»), относящихся к третьему альбому – 1856 г.

Листы альбома 1856 г. выполнены также за краткий период – с 18 августа по 15 сентября, они содержат виды не только Кремля, но и прилегающих к нему районов Замоскворечья, Варварки, Театральной площади с изображением праздничных оформлений площадей и празднующих толп народа. Известно, что 7 сентября 1856 г. состоялась в Москве коронация на царство Александра II. Следовательно, листы этого альбома посвящены празднованию коронации и, возможно, также были заказаны художнику царской семьей. Все листы художника подписаны художником, за исключением №16. В большинстве своих подписей художник смешивает буквы русского и латинского алфавита, заканчивая подпись двумя латинскими буквами. Подобное начертание подписи встречается и на эталонных работах Садовникова из музейных коллекций. Сравнение подписей и надписей с эталонными позволило убедиться в их аналогии. Аналогичные подписи присутствуют и на двух листах из альбома 1851 г.
Бумажная основа всех листов сходна по структуре и соответствует 1850 гг. Виды выполнены графитным карандашом, акварелью, кое-где подсвечены белилами. Вид №14 фактически оставлен карандашным рисунком, лишь чуть тронутым акварелью в центре. По нему можно судить о Садовникове рисовальщике, подробно, ажурными контурами без нажима набрасывающем свободно панорамы города с силуэтами прохожих на набережных, мостах, мостовых; с мелкими кружевными деталями архитектуры; пружинистой круглящейся линией, опоясывающей кроны деревьев, движение облаков по небу. Деревья увидены художником единой массой, сотканной из клубящейся зелени с просветами желтой и коричневой красок. Добавление голубого в тон неба или розового в цвет стен очень сильно разбавлено и служит тональной тенью, противопоставленной незакрашенным, цвета бумаги, освещенным участкам изображения. В отдельных случаях добавлены белила для подчеркивания не только освещенности, но и цвета предмета. Так, например, №7 белилами тронуты белокаменные стены колокольни Ивана Великого и Архангельского собора. Все стены и башни Кремля в его акварелях также белые. Сравнение с изображениями стен Кремля в работах художников – современников Садовникова позволяет предполагать, что окраска стен действительно была белой в середине XIX века, в унисон окраске соборов. Недаром Москву называли «белокаменной». Иногда художник отмечает надписями оттенки цвета, чтобы позже раскрасить сделанный им рисунок с натры желтой, зеленой, голубой, розовой, фиолетовой, коричневой акварелью.

Прозрачность разбавленной акварели, обилие светлых тонов придает торжественный праздничный характер его изображениям. Большинство акварелей имеют панорамный характер. Панорамы разворачиваются на среднем плане листа, вдоль пониженной линии горизонта непрерывным изображением тесно примыкающих друг к другу архитектурных построек. Иногда композиция имеет пустой первый план. В случае разработанного первого плана по нему радиально сходятся, взбегая в перспективе к линии горизонта, изображения домов, дорог, площадей, рядов толпы. Акварели представляют нам облик дореформенной Москвы середины XIX века, с невысокой малоэтажной застройкой, окруженной садами, еще без доходных домов, без высотных зданий, появившихся позже и заслонивших собой горизонты. В середине XIX века существовали лишь отдельные высотные точки, с которых открывались во всей красе перспективы и панорамы города. Главными высотными доминантами первопрестольного града оставались Кремль, многочисленные церкви, строящийся храм Христа Спасителя. Вероятно, ими иногда пользовался художник, чтобы передать нам в акварелях свое любование городом.

Журнал «Антикварное обозрение», №4(13), 2004 г.


Скупка антиквариата Artpriced.ru покупает картины русских и советских художников. У нас постоянно работает оценка картин и скупка картин. Если вам нужны деньги, и вы решили продать картину — просто заполните форму оценки антиквариата на нашем сатйте, прикрепите фотографии картин, которые собираетесь продать и мы совершенно бесплатно, в кратчайшие сроки, оценим картины и предложим максиально возможную цену! Деньги мы выплачивам наличными и сразу.

Меню