В «земство» стоит вкладывать

Достаточная узость рынка земства определяется как малым количеством самих предметов (незначительные тиражи марок и ограниченный репертуар), так и относительно небольшим числом самих собирателей. Хотя исторически коллекционирование земских марок имеет и в России, и за ее пределами глубокие корни. Самыми известными собирателями земской почты справедливо считались знаменитый ювелир Агафон Фаберже, архитектор Карл Шмидт, легенда мировой филателии барон Феррари. Рынок земства развивался настолько успешно, что цена некоторых позиций доходила до 5 тысяч полновесных царский рублей (весьма внушительная по тем временам сумма). После 1917 года большинство сильных коллекций было вывезено за рубеж. Известен факт, когда семейство Фаберже уходило через русско-финляндскую границу, с собой они уносили только семейные реликвии и часть коллекции земских марок. Глобальный отток филателистического материала продолжился и в 20-е годы. Для молодой Страны Советов земские марки стали одной из статей экспорта, организация Уполномоченного по филателии и бонам (кстати, руководил ей сам Чучин) приносила стабильный и немалый доход. В результате, эти факторы привели к падению цен на земские марки на мировом филателистическом рынке (о ценах на внутреннем рынке в ту пору – умолчим). Апофеозом обрушения земства стал аукцион, проведенный «Harmers» в марте 1940 в Лондоне. На нем было представлено около 500 позиций из коллекции земства Фаберже (более половины – раритеты мирового уровня). Результаты были, мягко говоря, невеселые: лучшие лоты уходили по цене 30 фунтов стерлингов. Конечно, шла война, цены на антиквариат в целом были низкими, но все же, если учесть, что в русском земстве есть немало уникумов, существующих, как и знаменитая «Британская Гвиана», в единственном экземпляре, такой уровень ухода свидетельствовал о глобальном падении интереса к теме.

В 70-80 годы в СССР насчитывалось всего порядка пяти сильных коллекций земства, цены на редкие марки (индекс Р, РР по каталогу Чучина, до 25 известных экземпляров) не превышали 150 рублей за экземпляр. Сразу оговорим, что хорошая коллекция земства, как правило, должна насчитывать от 3000 до 3200 «голов», а собрание в 500-750 марок вряд ли может носить гордое звание «коллекции»: как правило, эти, последние, происходят из «остатков ЦФА»: в конце 60-х начале 70-х самые примитивные земские марки продавались чуть ли не на вес – «рупь – голова».

Ситуация резко изменилась к середине 90-х. появление целой группы новых собирателей земской почты, к тому же обладающих достаточными финансовыми возможностями, привело к росту цен на земство в целом, и на редкие позиции в особенности. На специализированном аукционе, посвященном земству Фаберже, который проводил швейцарский дом «Коринфила» в 1998 году, основные баталии развернулись уже между нашими соотечественниками, российские коллекции пополнились новыми раритетами, хотя, повторю, и сегодня, несмотря на абсолютную уникальность некоторых позиций, цена на них не доходит до общепризнанных мировых уник.

По сравнению с другим филателистическим материалом ликвидность земских марок на отечественном рынке довольно велика. Абсолютно ликвидны редкости (РРР, РРРР по Чучину), цена на них, естественно, носит договорной характер. В неспешном режиме ликвидны и простые позиции – от 3 до 50 долларов за экземпляр. Самый тяжелый по ликвидности материал – марки разной степени встречаемости и востребованности, находящиеся в ценовом интервале от 100 до 1000 долларов, поскольку в России едва ли найдется более 10 человек, готовых выложить за земскую марку больше сотни «зеленых рублей». В то же время, по оценке дилеров, порядка 200 филателистов постоянно пополняют свои коллекции, покупая не самые дорогие марки, цель таких собирателей – укомплектовать земство процентов на 60 и в итоге стать обладателем 2000 «голов».

Особый рынок внутри земства – почтовые отправления. Стоимость обычного конверта начинается с 50 долларов и доходит до 5 тысяч, в зависимости от уровня почтового отправления в уезде, количества почтовых станций и ряда других, трудно прогнозируемых факторов. Отправления из уезда в уезд всегда раритетны, сегодня их известно не более двух десятков, цена на них договорная, она должна начинаться с 5 тысяч долларов и доходить до 20-30 тысяч за экземпляр.

Последний состоявшийся аукцион («Фельдман») показал, что интерес к редкому земству стабильно высок, и уровень  ухода позиции зашкаливал за 30 000 долларов. В то же время среди марок, выставленных к продаже, оказалось определенное количество сомнительных, если не сказать фальшивых вещей (позиции 20115 – Аткарск, 20456, 20457 – Касимов, 20575 – Мелитополь). Впрочем, земские редкости подделываются с момента их появления, поэтому серьезные покупки всегда требуют серьезной экспертизы. 

Автор статьи — Павел Трусов, журнал «Антиквариат. Предметы исксства и коллекционирования», 2003 год.

Меню