Руский и советский скульптор, народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Награждён орденом Ленина, Герой Социалистического Труда. Народный Художник СССР (1958), Герой Соц. Труда (1964), лауреат Государственной премии (1956). Автор около полутора тысяч работ, многие из которых находятся в Третьяковской галерее и других крупных собраниях страны. Создал много произведений на темы сказкок и русского эпоса. Вся жизнь и неутомимая творческая деятельность Коненкова неразрывно связана со Смоленским краем. В 1970 в Смоленске создан музей скульптуры Коненкова, основу которого составили безвозмездно переданные городу 40 его работ. Почетный гражданин Смоленска (1964). Именем Коненкова названа улица в Смоленске и установлена копия его знаменитого “Автопортрета”.
Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом». Конёнков родился в селе Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у профессора В. А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена. В 1897 году художник совершил поездку во Францию, Италию, Германию. Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). Конёнков оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910). В 1912 году посещает Грецию и Египет. Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приемы обработки. Для него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918). Параллельно с «лесным циклом» Конёнков работает над «греческим циклом» (работы «Юноша» и «Горус»). Конёнков одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обращатеся к изображению обнажённого женского тела. Его работы часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы. («КрылатаяКрылатая. 1913ДеревоГосударственная Третьяковская галерея» (1913), «Жар-птица» (1915), «КариатидаКариатида. 1923Дерево, 70х21х20Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан» (1918). Скульптор поддержал Октябрьскую революцию. Его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. Поиски новых форм отразились в работах 1918—1919 годов: барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народовБарельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены. 1918Подкрашенный цементГосударственный центральный музей современной истории России» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан РазинСтепан Разин. 1918—1919Дерево тонированноеГосударственная Третьяковская галерея» для Красной площади. В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 года они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное местожительства и работы в этот период — Нью-Йорк. В 1928—1929 г.г. Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А. М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка. К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изображает ХристаХристос. 1933Гипс тонированныйМемориальный музей-мастерская Коненкова, пророков и апостолов, создаёт эскизы к космогониям. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала Сергею Конёнкову бюст ученого А.ЭйнштейнаПортрет А.Эйнштейна. 1935Гипс тонированныйМемориальный музей-мастерская Коненкова. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с еще большим вниманием — к жене Конёнкова, Маргарите. Маргарита была также знакома с Робертом Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы». Во время второй мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. По личному приказанию Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были затем переведены в материал. Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве. Сергей Конёнков автор портретов Тургенева, Маяковского, Циолковского, Зелинского, памятников Пушкину, Толстому, Сурикову, надгробия Пришвину. Скульптор также выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери — Надежды Алексеевны Пешковой, объединяв их в цикл «Три возраста». В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в том числе Баха и Паганини. Из невоплощенных работ — проект памятника Александру II. Сергей Конёнков похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.