Русский скульптор рубежа XVIII — XIX веков. Участвовал в создании скульптурного убранства Казанского собораКазанский собор. 1801—1811, его скульптуры украшают ансамбль фонтанов Петергофа.
Младшим из плеяды замечательных русских скульторов XVIII века был Иван Прокофьевич Прокофьев.
Сын «закройного мастера по конюшенской части», Прокофьев из воспитательного училища при Академии художеств в 1771 году перешел в скульптурный класс. Академию Прокофьев окончил в 1779 году, причем в последнее время своего пребывания в ней занимался под руководством Ф.Г. Гордеева Гордеев Федор Гордеевич [1746—1810] …. Годы 1779—1784 Прокофьев провел в качестве пенсионера в Париже. На обратной дороге побывал в Германии, где пользовался успехом как портретист.
В статуе «АктеонАктеон, преследуемый собаками. 1785Бронза, В. 84Государственная Третьяковская галерея» (бронза, 1784, Русский музей и Третьяковская галлерея) сильное и легкое движение юной обнаженной фигуры передано Прокофьевым с большим мастерством. В профиль особенно отчетливо выступает четкая, гибкая линия силуэта бегущего юноши, преследуемого собаками Дианы.
Но больше всего работал Прокофьев как мастер рельефа, создав в этой области свой индивидуальный стиль, свою манеру. Особенности античного рельефа Прокофьевым были восприняты с большей последовательностью, чем другими представителями русского классицизма; так, он воздерживается от пейзажно-пространственных мотивов в фонах, стремится строго придерживаться единства в высоте
рельефа, а когда создает многофигурные композиции, то часто обращается к приему изокефалии (равноголовия). Произведениям Прокофьева присуща высокая культура в разработке драпировок, тонкое понимание их взаимоотношений с человеческим телом. Успокоенный и мерный ритм лежит в основе изображенных скульптором сцен. В этом отношении Прокофьев является предшественником Федора Толстого, который некоторое время действительно у него учился. Но Прокофьев всегда оставался художником XVIII века. К торжественно-строгому стилю, представленному более поздними работами Щедрина и особенно И.П. Мартоса Мартос Иван Петрович [1754—1835] Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…., он так и не пришел. У Прокофьева постоянно сохранялась в трактовке человеческого тела чувственная мягкость; в его произведениях звучат обычно идиллические ноты.
Все это с наибольшей очевидностью выступает в обширной серии гипсовых рельефов Прокофьева, украшающих парадную лестницу Академии художеств (1785 — 1786), дворец Строгановых, Павловский дворец, а также чугунную лестницу Академии художеств (1819—1820). Они представляют довольно сложные аллегории, посвященные в основном изображению различных видов художественного творчества. Тут «Кифаред и три знаменитейших художества», аллегории, посвященные Скульптуре и живописи, и др. Прокофьеву удавались изображения детских фигурок; он давал их очень живо и с большим изяществом. Порой эти фигурки олицетворяют такие трудные для пластического претворения понятия, как «Математика» или «Физика».
Прокофьев был одним из авторе в пластического комплекса петергофских фонтанов. В частности, он в начале XIX века исполнил для Петергофа статую «АлкидАлкид. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»», аллегорическую фигуру «ВолховВолхов. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»», парную к щедринской «Неве», а также полную движения группу «ТритоновТритоны. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»».
Прокофьев работал и для Казанского собора, создав в 1806—18Э7 годах колоссальный рельефный фриз на тему «Медный змий». Этот фриз завершил западный портик собора, в то время как восточный был увенчан барельефом И.П. Мартоса Мартос Иван Петрович [1754—1835] Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. на тему «Источение Моисеем воды из камняИсточение Моисеем воды из камня. Барельеф. 1804Казанский собор». «Медный змий» с его мятущимися фигурами, данными в сильном движении, — наиболее драматическое произведение Прокофьева.
В творчестве Прокофьева есть еще одна группа произведений, очень обогащающая представление о нем как о художнике. Прокофьев являлся значительным портретистом. Сохранились два прекрасных терракотовых бюста его работы — А. Ф. и А. Е. ЛабзиныхБюст Е.А.Лабзиной. 1800БронзаГосударственный Русский музей (1800, Русский музей). По простоте и интимности трактевки образов бюсты эти обнаруживают значительную близость к живописным портретам русских мастеров конца ХVIII — начала XIX века.
Прокофьев был превосходным мастером небольшого скульптурного эскиза и выдающимся рисовальщиком. Среди его рисуночных эскизов, хранящихся преимущественно в Русском музее, имеются значительные по своему патриотическому содержанию проекты конного изваяния Ивана Грозного (дата не установлена), аллегорического барельефа для памятника Минину и Пожарскому (1819), надгробного памятника Барклаю де Толли и т. д. Все эти Замыслы связаны с обращением к героическим образам национальной истории и патриотической тематике.
Рядом с великими русскими мастерами Ф.И. Шубиным Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…., М.И. Козловским Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. и И.П. Мартосом Мартос Иван Петрович [1754—1835] Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…., наряду с такими замечательными художниками, как Гордеев, Щедрин и Прокофьев, работало еще много скульпторов. Среди них были и иностранцы. Нельзя не назвать имени Никола Франсуа Жилле (1709—1791). Жилле прожил в России с 1759 по 1778 год, зарекомендовав себя превосходным педагогом. Работа его в Академии художеств в качестве профессора скульптуры заслуживает положительной оценки.