Худяков Василий Григорьевич(1826—1871)

Русский художник. Исторический и жанровый живописец. Мастер портрета.

Русский художник. Исторический и жанровый живописец. Мастер портрета.

Свое художественное образование начинал в Строгановском училище технического рисования в Москве, после учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником был профессор Ф.С. Завьялов, пригласивший его к себе в помощники при расписывании Святых Сеней в Кремлевском дворце.
Был награжден от Императорской академии художеств большой серебряной медалью.
Переселившись в 1848 году в Санкт-Петербург Худяков поступил вольноприходящим учеником в академию, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль, и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали.
В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 г. за портрет ректора архитектуры А.И. Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком.
После того им были исполнены, сверх портретов разных лиц и образов для церкви тульского кадетского корпуса и др. церквей, картины: «Финляндские контрабандисты» (находится в Третьяковской галерее в Москве), «Гонение христиан на Востоке» (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и «Куликовская битва» (куплена господином Хлудовым, в Москве).

В 1857 году Худяков отправился в Италию, где провел, живя главным образом в Риме и Неаполе, четыре года — до тех пор, пока московское общество любителей искусства, в 1860 г., не вызвало его для занятия должности преподавателя в тамошнем училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г.А. Кушелева-Безбородки, картину из римского народного быта «Игра в шары», академия возвела Худякова в звание профессора.

В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» (1861), «Тайное посещение» (1862), «Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион» (1867) и «Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань» (1870). Худяков не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить и достигать большой рельефности изображенного.
Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны в Италии и в первое время по возвращении из нее.

Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: «Русские художники на карнавале в Риме» и «Проповедь в итальянской церкви», в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге, на вышеупомянутых «Финляндских контрабандистов», на картину «У гробницы» и на «Этюд в Олевано, близ Рима», в Третьяковской галерее, в Москве.

Меню