Великий русский иконописец, мастер книжной миниатюры и мастер монументальной живописи.
Великий иконописец родом из Византии, поэтому он получил прозвище Грек. Приехал на Русь с митрополитом Киприаном в 1370 году и поселился в Новгороде, до этого работал в Константинополе в Халкидоне, в Галате и Хафе (Крым). В Феодосии сохранились фрески работы Феофана Грека.
Значительную роль в развитии новгородского искусства XIV века сыграло творчество Феофана Грека. Бурная атмосфера Новгорода с его вечевьм строем и независимостью, с его смелыми выступлениями еретиков и особым духовным и физическим складом жителей должна была глубоко захватить Феофана. Внутренняя сила его образов, их страстная напряженность и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографических подлинников,— все это явилось не только выражением живописного темперамента мастера, но и результатом его пребывания в Новгороде, результатом его совместной работы с русскими художниками. Искусство Феофана Грека отвечало духу времени и не могло не увлечь новгородцев.
Достоверной работой Феофана в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Сохранились фрескн в куполе, где в центре представлен Христос ПантократорХристос Пантократор. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 1378Темпера, ниже — фигуры архангелов с широко раскрытыми крыльями, под ними — шестикрылые серафимы, а в барабане между окнами — фигуры праотцев в рост; кроме того, в северо-западной каморе на хорах изображена ветхозаветная «ТроицаВетхозаветная Троица. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 1378Темпера», фигура святого Макария ЕгипетскогоФигура святого Макария Египетского. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 1378Темпера, ряд медальонов с полуфигурами святых и пять столпниковСтолпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий. Фреска в камере на хорах. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 1378Темпера.
Лица святых, полные сдержанной страстности, написаны размашистыми ударами кисти, белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона. Складки одежды ломаются резкими углами. Характеристика образов достигает предельного лаконизма. Таков, например, Макарий Египетский, древний старец с длинными белыми волосами и бородой, тонким носом и впалыми щеками. Высоко поднятые брови сведены к переносице. Рядом с образами мудрых старцев, убеленных сединами, — молодые святые, суровые и энергичные, с жесткими волосами, подстриженными в кружок.
Кроме фресок церкви Спаса Преображения Феофану принадлежит, по всей видимости, ряд икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле, которые, по свидетельству летописи, мастер выполнил в 1405 году. С именем Феофана связывают также икону Богоматери ДонскойБогоматерь Донская. 1390-е годы Дерево, темпера, 86 × 67Государственная Третьяковская галерея (Третьяковская галлерея). Движение головы Богоматери получает особую ритмическую выразительность благодаря сильно акцентированному контуру ее длинной стройной шеи, который, переходя в очертания щеки и виска, образует гибкую, склоненную линию. Движение головы находит своеобразный ритмический отклик и в резко изломанных, как бы взволнованных очертаниях золотой каймы мафория. Художник сумел придать индивидуальную выразительность не только традиционной иконографической схеме, но и колориту иконы. Обычный в иконах Богоматери темно-вишневый цвет мафория оживлен около лица яркой темно-васильковой полоской повязки. От этого контраста живопись лиц Марии и младенца, исполненная энергичными мазками красного, синего, зеленого и белого, приобретает особую звучность. Так же как во фресках, художник пользуется бликами не столько для того, чтобы правильно вылепить формы лица, сколько для того, чтобы придать чертам большую подвижность и эмоциональную выразительность.
Особенно близка к манере Феофана оборотная сторона этой иконы — изображение Успения БогоматериУспение. 1390-е годы Дерево, темпера, 86 × 67Государственная Третьяковская галерея. Художник и здесь, сохраняя в общих чертах традиционную иконографическую схему, так изменяет композиционные акценты, что изображенная сцена приобретает необычное драматическое звучание. Темная фигура Богоматери с искаженными смертью чертами лица кажется особенно небольшой, как будто сжавшейся, по контрасту с широким светлым ложем и огромной, вырастающей позади светло-охристой фигурой Христа. Мотив одиноко горящей у ложа свечи приобретает характер своеобразной поэтической метафоры, усиливающей тему одиночества и смерти. Резкие движения апостолов, их сумрачные лица, яркий и вместе с тем траурный колорит дополняют общее драматическое впечатление похоронного плача.
Влияние Феофана сказалось особенно плодотворно в росписи новгородской церкви Федора Стратилата, расписанной, вероятно, в 70-е годы (фигура Богоматери, страсти Христовы, Благовещение, пророки в барабане и ряд других фрагментов). Совершенно очевидно, что роспись сделана русскими мастерами, возможно, прошедшими школу Феофана. Это обнаруживается и в смелости их композиционных решений, нарушающих иконографическую традицию, и в необычайной эмоциональной напряженности живописного языка. Вместе с тем роспись невозможно приписать самому Феофану, так органически связана она со всей новгородской жизнью XIV века. Многие изображения проникнуты такой жизненной правдивостью чувств и ситуаций, такой непосредственностью движений и жестов, что как бы переносят зрителя в древний Новгород с его шумной уличной жизнью.