Советский и российский художник-пейзажист. Живописец. Член Союза художников СССР.
Советский и российский художник-пейзажист.
В.И. Петряшов родился 1 апреля 1942 года в селе Лемдяйский Майдан Старошайговского района Мордовии. Интерес к рисованию появился у него с раннего детства. Часто возникало желание отобразить красоту окрестного мира, но не хватало умения. И за советом обратиться в селе было не к кому. Когда же в 1950 году небольшая семья Петряшовых переехала в Саранск, Виктор стал учеником первой детской художественной школы, а вскоре понял, что хотел бы заниматься искусством всерьез.
В 1964 году Виктор окончил Чебоксарское художественное училище, вернулся в родной город. А в 1965 году уже оказался среди экспонентов крупной республиканской выставки. С тех пор ни одна выставка в Саранске не проходила без работ В.И. Петряшова. Затем еще более солидные смотры — иногородние, зональные, всероссийские. В 1975 году его принимают в Союз художников, в 1994 году он получает высокое звание заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия.
Успеху способствовала упорная работа, стремление совершенствовать приобретенное умение. Виктор Иванович непрестанно учился. У своих опытных коллег, у художников предыдущих эпох, у жизни. Настоящими университетами для него стали поездки в дома творчества Союза художников России Академическая дача и Горячий Ключ. Из этих поездок он привез массу работ, ряд которых – «На реке Мста»(1976), «Горячий Ключ»(1969), «Ночью на Академической даче»(1976) – можно видеть в сегодняшней экспозиции.
Однако стержневыми для творчества мастера стали темы, связанные с родным краем. Созданные в начале семидесятых полотна «Над Мокшей»(1970), «Лето»(1971), «Деревня»(1972) являются, по сути, визитной карточкой художника. В них содержится программа всего его творчества: раскрывать непреходящую мощь и красоту земли. Виктор Иванович стал одним из наиболее верных продолжателей традиций, заложенных в нашем искусстве Ф.В. Сычковым. Оптимистическое мировосприятие, видение гармонии в сельской жизни содержатся в полотнах разных жанров: «Сенокосная пора»(1975), «Летний день»(1974), «В родном краю»(1978), «Сельские будни. Август»(1984). Тема отчего края как средоточия любви и памяти осмыслена и в эпическом полотне «На земле предков»(1989), и в холстах более частного, интимного звучания — «Сельские будни»(1984), «На родине»(1986), «Вечер над Подгорой»(1989), «На мирной земле»(2002).
В.И. Петряшов считается одним из лучших пейзажистов Мордовии. И это не случайно. Его любовь к полям, лугам и перелескам определяет особый подход даже к построению натюрмортов, которые он чаще всего размещает на лоне природы: «Натюрморт в поле»(1980), «Обед в поле»(1992), «Пора ягод»(1999).
Виктор Иванович постоянно находит возможность по-новому увидеть окружающий мир. С годами его поиски в области формы шли в направлении от подчеркнуто декоративной манеры в сторону валерной живописи. Мягкие полутона сообщают особое очарование картинам лета («В лугах»(1985), «Средина лета»(1992), зимней неброской красоте («День здоровья»(1990), «Яблоки на снегу»(2000), весенней природе с ее особой прозрачностью воздуха («Весеннее цветение»(1999).
Архитектурные памятники стали «персонажами» полотен «У собора Иоанна Предтечи»(1991), «Праздничный день»(1999), «По дороге к храму»(2004).
Без малого 50 лет занимается В.И. Петряшов педагогической деятельностью, работая в ДХШ №1 Саранска. Среди его бывших учеников есть и художники, и архитекторы, и искусствоведы. Большинство же из них стали просто людьми с эстетически развитым вкусом, которым мир представляется и богаче, и интереснее.