Русский художник театра, живописец, график. Один из основателей общества «Мир искусства». С 1911 был художественным директором «Русских сезонов» Дягилева. Считается одним из основателей стиля «ар деко». Выработанные Бакстом приемы оформления театральных декораций положили начало новой эры в балетной сценографии.
Родился в Гродно в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских… вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где учился до 1887. Проучившись в Академии четыре года, он разочаровался в академической школе и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывал на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов. Псевдонимом Бакст художник подписывал свои работы с 1889 года. Псевдоним он взял по фамилии Бакстер – бабки по материнской линии. В 1890 продолжил учебу в Академии художеств у Альберта Бенуа Бенуа Альберт Николаевич [1852—1936] Русский график, академист, мастер акварельной живописи, архитектор. Сын архитектора Н.Л.Бенуа, брат художника . Преподаватель Академии по классу акварельной живописи, действительный член Академии. Хранитель Русского музея…..
Художник путешествовал по Европе, брал уроки в частных академиях Парижа. Вместе с А.Н. Бенуа Бенуа Альберт Николаевич [1852—1936] Русский график, академист, мастер акварельной живописи, архитектор. Сын архитектора Н.Л.Бенуа, брат художника . Преподаватель Академии по классу акварельной живописи, действительный член Академии. Хранитель Русского музея…., К.Сомовым Сомов Константин Андреевич [1869—1939] Русский художник, представитель русского символизма и модерна. В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е. Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси; в этот… и С. П. Дягилевым, Бакст был одним из основателей общества «Мир искусства» (1898). Характерный стиль Бакста сформировался в начале века в оформлении журнала «Мир искусства», «Ежегодника Императорских театров», журналов «Художественные сокровища России», «Весы» и др., а также в дизайне книг (Снежная маска А.А.Блока, 1907; и др.). Работая в самых разных техниках, Бакст проявил себя и как замечательный живописец, в том числе мастер остроэкспрессивного портрета (В.В.Розанов, 1901, Третьяковская галерея; С.П.Дягилев с няней, 1906, Русский музей, Петербург, – картина, которая считается лучшим портретом великого антерпренера). Ему принадлежат и отличные графические портреты И. Левитана Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель «пейзажа настроения». Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. …, Ф.А.Малявина Малявин Филипп Андреевич [1869—1940] Известный русский живописец и график. Уже ранние работы Малявина — портреты крестьян приобретал для своей галереи П.М. Третьяков. Посланная в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже картина «Смех» была удостоена золотой медали, а через… (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906). Побывав вместе с В.Серовым Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с 1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок…. в Греции (1907), написал там ряд пейзажей, а также панно «Древний ужас», где античность представлена в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. Яростные споры критиков вызвала его работа «Ужин» (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.
Бакст проявил себя как гениальный театральный художник. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева, с 1911 был художественным директором его «Русских сезонов». В 1911–1913 принимал участие в постановках И.Рубинштейн и А.П.Павловой. Декор Бакста (в «Русских сезонах» – балетов Клеопатра А.С.Аренского, 1909; Жар-птица И.Ф.Стравинского, 1910; Дафнис и Хлоя М.Равеля; и др.) – по-своему «со-режиссерский», концентрировал образную суть спектакля в экзотически-сказочных зрелищах; традиция живописного театра достигла здесь своих вершин.
С 1910 Бакст жил в основном в Париже. В поздние годы жизни по-прежнему постоянно выступал как художник театра, а также читал лекции по вопросам современного искусства и костюма. В 1920-е годы написал большой цикл панно на тему сказки Спящая красавица для особняка Д.Ротшильда в Лондоне. Считается одним из основателей стиля «ар деко». Выработанные Бакстом приемы оформления театральных декораций положили начало новой эры в балетной сценографии.
Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь время от времени возвращаясь в Россию. Это было связано с загруженностью художника заказами, но так же с тем обстоятельством, что он как еврей не имел права на жительство в России и не мог оставаться надолго в Петербурге. В 1914 г. он был избран членом Академии Художеств и получил такое право, но события Первой мировой войны окончательно отрезали его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно портились отношения, нарастали творческие противоречия, и в 1918 г. Бакст ушёл из труппы. Всю свою жизнь художник титанически работал. Смерть от отека легких настигла Бакста в самый расцвет его славы.