П. В. Басин — яркий представитель русской академической школы середины XIX в. Заслуженный профессор Академии художеств. Художник участвовал в создании живописного оформления Исаакиевского собора.
Басин из чиновничьей семьи, родился в Петербурге. В 1811 году в восемнадцать лет он поступил вольнослушателем в Академию художеств, посещал рисовальные классы. Потом учился у В. К. Шебуева Шебуев Василий Козьмич [1777—1855] Выдающийся представитель русского классицизма, исторический живописец, портретист, ректор живописи и ваяния в Академии Художеств…. в мастерской исторической живописи. Картина «Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих» принесла художнику известность и академический пансион для поездки за границу.
С 1819 по 1830 год он работал в Италии. Копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы», «Боллсенская месса», картины «Фавн Марсий учит молодого Олимния игре на свирели», «Сусанна, застигнутая старцами в купальне», «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские игроки», «Итальянский пейзаж» — далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.
В 1830 году за картину «Сократ при осаде Потидеи спасает Алкивиада» Басин получил звание академика. Это полотно после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В пути судно потерпело крушение, и холст сильно пострадал. Вернувшись в Россию, Басин основательно подправил картину, а затем подарил ее АХ (ныне Русский музей).
В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических фигур и плафон для дворцовой церкви. За эту работу он награждён орденом св. Владимира 4-й степени и золотой медалью, отчеканенной в память восстановления дворца после пожара. Одновременно он занимается другим большим заказом — пишет композицию для алтарной части Казанского собора.
В 1831 году Басин — профессор II степени по классу исторической и портретной живописи Академии художеств. На протяжении сорока лет он занимался педагогической деятельностью.
С 1843 по 1855 год П.В.Басин работал над живописным оформлением Исаакиевского собора.
Для придела св. Александра Невского им созданы росписи «Господь Вседержитель, несомый ангелами», «Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества», «Победа св. Александра Невского над шведами», «Христианская кончина св. Александра Невского», «Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году».
Для придела св. Екатерины Петр Васильевич написал «Взятие на небо Богоматери», «Страдания великомученицы Екатерины», «Страдания великомученика Георгия», «Отречение от всех благ великомученицы Варвары».
Кисти П.В.Басина принадлежат изображения святых в парусах под малыми куполами этих приделов.
Самой значительной работой Басина в Исаакиевском соборе является роспись «Нагорная проповедь» в аттике центрального трансепта южной стены. Вместе с тем Басин блестяще завершил начатые заболевшим К. Брюлловым Брюллов Карл Павлович [1799—1852] Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… росписи, находящиеся под центральным куполом. Он скрупулезно следовал эскизам и картонам Брюллова, придерживаясь выбранного автором колорита. Росписи в Исаакиевском соборе были сделаны в традициях русской академической школы и в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Они принесли художнику славу.
За работу в соборе художник был награжден орденом св. Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте. Через год после завершения росписей Исаакиевского собора Басин был возведен в звание заслуженного профессора.
Последними известными его произведениями являются написанные в 1867 году картоны для храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни и сильно ухудшегося зрения Басин не мог работать непосредственно в храме. Это сделал под его руководством академик живописи Н. А. Кошелев.
В 1869 году Басин в чине действительного статского советника вышел в отставку. Из-за ухудшающегося зрения он вынужден был отойти от занятий искусством.
Скончался художник в Петербурге.