Живописец и теоретик искусства. Член Союза художников СССР.Разработал оригинальную колористическую концепцию «белого на белом» («Двенадцать колонн», 1976).
С 1943-1948 учился в студии ВЦСПС у художника С.Н. Ивашева-Мусатова, позднее посещал мастерские И.И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»… и А.А. Осмеркина Осмеркин Александр Александрович [1892—1953] Русский живописец, график. Учился в Киевском худ. уч-ще, затем в студии И.Машкова (Москва, 1913-15). Педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской ленинградского института…. В первые годы профессиональной работы художник обращался к опыту различных направлений живописи — импрессионизма, постимпрессионизма, к цветовым принципам А. Матисса и предметно-пространственным конструкциям П. Сезанна. Вейсберга отличал глубокий интерес к проблемам философии, теории искусства, литературе, поэзии и музыке, что помогало ему в решении конкретных живописных проблем. Начало самостоятельной творческой работы художника относится к 1940-м.
Вейсберг быстро нашел свой художественный почерк. Ранние работы еще явно свидетельствуют о впечатлениях, полученных в студиях И.И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»… и А.А. Осмеркина Осмеркин Александр Александрович [1892—1953] Русский живописец, график. Учился в Киевском худ. уч-ще, затем в студии И.Машкова (Москва, 1913-15). Педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской ленинградского института…. Таковы его натюрморты с фруктами, в которых цветовая гармония служит мажорному звучанию образа («НЕУБРАННЫЙ СТОЛНеубранный стол (Хаос). 1935», 1953). В начале 1950-х Вейсбергом были написаны глубоко психологические портреты. Выразительность в них достигается контрастами насыщенного цвета — «ПОРТРЕТ ЛИЗЫ ПАВЛОВОЙ», 1957; «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ ЩЕГОЛЕВЫХПортрет семьи Щегловых. 1958», 1958. В это время Вейсберг сблизился с художниками, ориентировавшимися на традиции объединения «Бубновый валет», и в 1961 он выступил на совместной выставке с Н.И. Андроновым, Н.А. Егоршиной, К.А. Мордовиным, Б.Г. Биргером, М.В. Ивановым, М.Ф. и П.Ф. Никоновыми, Л.Л. Берлиным. Эта группа получила название «Группа 8».
Вейсберг неустанно работал, стремясь свободно овладеть профессиональным мастерством, тщательно и последовательно изучал творчество великих мастеров прошлого. Серьезное осмысление достижений художников нового времени, анализ структуры их произведений привели Вейсберга к собственной теории в живописи. Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом». К осуществлению этой идеи он настойчиво шел всю жизнь. «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» состоит из множества едва различимых «частиц» цвета. Сам художник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Когда он заторможен нашими ограниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Свет для живописца не имеет ничего общего с освещением предметов, он как бы возникает изнутри картины («БЕЛОЕ НА БЕЛОМБелое на белом. 1961», 1961). С 1962 Вейсберг начал писать гипсовые фигуры, преимущественно геометрические, и с тех пор эта пластическая тема варьировалась им в течение всей его творческой жизни. Кубы, цилиндры и пирамиды, выкрашенные белой краской, сохраняли лишь свою геометрическую сущность, лишаясь характера материала. Из этих предметов художник строил бесконечное количество композиций, каждая из которых была настолько точной и завершенной, что не допускала никаких изменений. Грани, плоскости, изгибы поверхности всегда становились объектами для главного — выявления света, который пронизывал их и который они как бы излучали («НАТЮРМОРТ С КОЛБАМИ», 1964; «НАТЮРМОРТ С КАРТОШКОЙ», 1965). Внутренняя связь, соподчинение предметов в полотнах художника составляли гармонию, подчиненность пространству, созданному мастером и основанному на тончайших цветовых и световых отношениях. Помимо геометрических фигур художник помещал на свои полотна раковины, красота которых выявляется в его работах благодаря тончайшим реальным цветам («НАТЮРМОРТ С КОРАЛЛОМ», 1977). Позднее он начал писать портреты. В этих произведениях духовное начало, пожалуй, выявилось еще отчетливее благодаря органичному слиянию видения облика модели и своего внутреннего субъективного переживания.
Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и переулки. Его рисунки абсолютно классичны и напоминают работы старых мастеров при всей современности ощущения и видения. Вейсберг был прекрасным педагогом, многие художники, учившиеся у него, с благодарностью вспоминают его уроки. С 1959 по 1984 Вейсберг преподавал живопись в студии Института повышения квалификации Союза архитекторов СССР, с 1964 по 1966 — на Курсах телевидения Москвы. Жизнь художника в искусстве была трудной, работы вызывали непонимание и критические отзывы. Впервые его произведения экспонировались в 1956, и до 1985 Вейсберг участвовал в различных выставках. Первая персональная выставка состоялась уже после кончины художника — в 1988. Большая часть работ Вейсберга находится за границей в частных собраниях.
Литература:
Владимир Григорьевич Вейсберг. Живопись, рисунок, акварель. Каталог выставки. М, 1988.
Владимир Григорьевич Вейсберг . 1924 – 19985. Живопись, акварель, рисунок. Каталог выставки из собрания Государственной Третьяковской галереи к 70- летию со дня рождения. М., 1994.