Русская художница-нонконформистка из «лианозовского круга». Живописец.
С детства она страстно любила театр, музыку, поэзию, пела, брала уроки драматического искусства у самого К.Станиславского. В этом ее всецело поддерживали и разделяли родители.
Интерес к занятиям живописью возник в сер. 40-х годов. В 1943 г. в Москве на Чудовке открылась художественная учебное заведение, и первым педагогом начинающей художницы стал Михаил Перуцкий, тот, что входил в объединение «НОЖ» («Новое среда живописи») и непочатый край сделал для становления творческой личности Мастерковой. В 1946 г. открылось Московское городское художественное училище под руководством Нины Кофман, которое просуществовало недолго: в 1950 году оно было закрыто за «левый уклон». С середины 1950-х гг. Мастеркова вместе со своим мужем, художником В.Н. Немухиным, вошла в нонконформистскую художественную среду и входила в «Лианозовскую группу», в 1950-е одной из первых начала заниматься абстрактным искусством.
Первая персональная выставка состоялась в 1961 в доме искусствоведа И. Цирлина. В 1975, после разгона властями «Бульдозерной выставки», уехала с сыном во Францию, поселилась в живописном местечке Сен-Лоран в 300 км от Парижа. Участвовала в выставках во Франции, Австрии, США, Италии, Бельгии. В 2006 ретроспектива ее работ прошла в галерее «Кино» в Москве.
Увлекалась живописью Сезанна, Эль Греко. Даже будучи опытным и зрелым мастером, художница в открытую восхищается творениями великих мастеров прошлого — Рембрандта, Леонардо до Винчи. Но превыше всего почитает она искусство Дионисия, которое сильно запало в душу и сохраняет значимость непревзойденного образца. «Важно, чтобы произведение захватывало своим исполнением, глубиной чувств, более того некоторой тайной, которая манит ещё больше. Важно, чтобы в произведении жила личность художника», — таково одно из суждений автора об искусстве.
В конце 1950-х начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль; писала в манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского андеграунда последовательно работала с чистой абстракцией, создавая циклы, серии. Во время общения с «лианозовцами» делала коллажи из вещей, «пропитанных мистикой веков», использовала старые ткани, кружево, парчу. В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты, все те, кто хотел быть приобщен к миру «другого искусства». Вместе с Лидией Мастерковой туда входили Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов. В конце 1960-х — начале 1970-х экспериментировала с тканевыми коллажами.
Ее первая персональная экспозиция состоялась в 1961 г.. в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших экспозиций — выставки 1967 г. в клубе на шоссе Энтузиастов, которая была закрыта посредством два часа потом вернисажа и знаменитой «бульдозерной» выставки под открытым небом в лесопарке «Измайлово» в 1974 г.
В 1975 г., как уже было сказано, Мастеркова сообща с сыном уезжает в Париж, где жила в деревне Сан-Лоран в 300 км от столицы.
Умерла на 82-м году жизни. Похоронена на кладбище в Сен-Лоран-сюр-Отен.
Работы Лидии Мастерковой находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва); Музее современного искусства (США), в Музее Зиммерли (США), в коллекциях Дины Верни (Франция), Нортона Доджа (США).
Абстрактные живописные композиции — «Композиция» (1966; 1974; 1980 и др.), цикл «Планеты» (1976), серия «Метеориты» (1981-82) и др. работы. С 1975 жила во Франции.