Герасимов Александр Михайлович(1881—1963)

Советский живописец, народный художник СССР (1943), архитектор, действительный член АХ СССР (1947), доктор искусствоведения (1951). Член КПСС с 1950.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903—15) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. В 1918—25 жил в Козлове, с 1925 в Москве. Член АХРР (с 1925). В дореволюционный период работал в основном над пейзажами, в советское время главным образом портретист. В 1929—30 Г. создал лучшее своё произведение — проникнутый героическим пафосом портрет-картину «Ленин на трибунеЛенин на трибуне. 1930Холст, масло, 288 x 177Государственный Исторический музей» (Центральный музей В. И. Ленина, Москва). Автор ряда натюрмортов и жанровых картин, иллюстраций и графических работ. Произведения: «Тройка. Зимняя дорогаТройка. » (1912), «После дождяПосле дождя. Мокрая терасса. 1935Холст, масло, 78 х 85Государственная Третьяковская галерея» (1935), «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в КремлеИ. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938Холст, масло, 296 x 386Государственная Третьяковская галерея» (1938; Государственная премия СССР, 1941), портрет О. В. ЛепешинскойПортрет Ольги Лепешинской. 1939Холст, масло, 200 x 157Государственная Третьяковская галерея (1939), портрет И. И. ФисановичаПортрет И.И. Фисановича. 1942 (1942), групповой портрет четырёх старейших сов. художников — И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули и В. Н. МешковаГрупповой портрет И.Н. Павлова, В.Н. Бакшеева, В.К. Бялыницкого-Бирули и В.Н. Мешкова. 1944Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея (1944; Государственная премия СССР, 1945) — все в Третьяковской галерее; «Выступление И. В. Сталина на 16-м съезде ВКП (б)» (1933, Архив художественных произведений министерства культуры СССР, Загорск), «БаняСоветская общественная баня. 1940е» (1940), «Гимн Октябрю» (1942, Рус. музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1943). В 1939—54 Г. был председателем оргкомитета Союза советских художников, в 1947—57 — президентом АХ СССР. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. — А.Е. Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,…, Н.А. Касаткин Касаткин Николай Алексеевич [1859—1930] Русский и советский живописец. Народный художник Республики (1923). Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891) и АХРР (с 1922). …, К.А. Коровин Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик.
Участник выставок Товарищества передвижников (1889 — 1899), «Мир искусства»…. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР — ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли «реалистами», всех же прочих — «формалистами» и «эстетами», непонятными народу. Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей («Март в Козлове», 1914; «После дождя. Мокрая террасаПосле дождя. Мокрая терасса. 1935Холст, масло, 78 х 85Государственная Третьяковская галерея», 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, — «В. И. Ленин на трибуне» (1930), «И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Гимн Октябрю» (1942) и др. — становятся образцами официального стиля советской живописи. А с конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54), президент АХ СССР (1947-57). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.
 

Меню