Русская художница и мемуаристка польского происхождения. Разработала оригинальный синтез кубизма и пуантилизма.
Маревна – псевдоним, придуманный М.Горьким в 1912 г. для Марии Брониславовны Воробьевой-Стебельской.
Дочь польского дворянина и русской актрисы. Детство провела в Тифлисе. Училась в Тифлисской школе изящных искусств (1907-1908), затем в Строгановском училище в Москве (1910), вместе с Осипом Цадкиным.
В 1911 году, Мария отправилась в Италию, как и подобает начинающему художнику. На Капри молодая художница прожила целых шесть бурных месяцев. Там она познакомилась с Максимом Горьким, которы и подарил ей псевдоним — Маревна.
В 1912 г. уехала в Париж, занималась в академии И. Сулоаги и Ф. Коларосси. Жила на Монпарнасе, в кругу художников «Улья», академии Марии Васильевой. Сблизилась с кубистами, подружилась с Пикассо и другими обитателями артистического Монпарнаса, наиболее близко — с Хаимом Сутиным. В течение полугода была возлюбленной Диего Риверы, родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой. Занималась прикладным искусством, работала для различных домов моды. Прозвище, ставшее псевдонимом художницы, ей дал Максим Горький, с которым она познакомилась на Капри.
Стала заметным представителем так называемой «Парижской школы». Испытала влияние кубизма. После Первой Мировой войны обратилась к технике пуантилизма, создав своеобразный сплав обоих направлений, трактованных в декоративном духе. Одновременно работала на модный дом «Ирфе», возглавляемый Ф. Юсуповым и его женой, а также на знаменитого кутюрье Поля Пуаре. Ее работы покупал известный коллекционер, комиссар парижской полиции Леон Замарон.
С 1912 г. участвовала в Парижских выставках. Выставлялась в Салоне Тюильри, в Салоне Независимых, в знаменитом кафе «Ротонда». В 1936 – 1948 гг. жила на юге Франции, в 1948 г. переехала в Англию.
С 1948 жила в Англии. Создала серию портретов художников Монпарнаса. Участник выставок с 1912: парижских салонов — Тьюильри, Независимых; русского искусства в Лондоне, Париже; «Неоимпрессионизма» (Нью – Йорк, 1968); «Женщины-художницы Парижской школы» (Женева, 1975) и др.
Коллекция работ имеется в музейных и частных собраниях Парижа, Лондона, Женевы и т.д. Написала книгу воспоминаний «Моя жизнь с художниками Улья», после публикации которой огромная часть ее творческого наследия была выкуплена музеем современного искусства в Женеве «Пти-Пале». В 2004 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась персональная выставка работ художницы.
Персональные выставки Маревны регулярно проходили в галереях Парижа и Лондона. В 1992 г. в галерее Wildenstein в Лондоне к столетию со дня рождения художницы прошла выставка «Маревна и Монпарнас». В 2004 г. в ГТГ прошла выставка работ художницы.
Большое собрание работ Маревны принадлежит музею Пти-Пале (Женева).
.
1892, Казанская губерния – 1984, Лондон