Баранов-Россинэ (Шулим-Вольф) Владимир Давидович(1888—1943)

Российский и французский художник. Мастер русского авангарда, живописец, рисовальщик и скульптор, изобретатель, один их основоположников светомузыкального кинетизма в искусстве.
Учился в Одесском художественном училище (1903 — 1908), в Санкт-Петербургской Академии художеств (1908-1909), в частных студиях Парижа (в начале 1910-х). Преподавал в Петроградских Свободных художественных мастерских (1918-1920). В 1918 работал в художественной коллегии изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. В начале 1920-х — в Российской Академии художественных наук. Член и экспонент объединений «Венок — Стефанос», Новое общество художников. Участник выставок: «Венок», 1908, М.; «Звено», 1908, Киев; «Импрессионисты», 1910-1913, Спб, : Осенний салон, 1911-1914. Париж: Салон независимых, 1925-1962, Париж. С 1925 жил и работал в Париже.

Баранов-Россинэ Владимир Давидович (настоящее имя Баранов Шулим Вольф Лейб, псевдоним Даниэль Россинэ; 1888, село Большая Лепатиха, Таврическая губерния, – 1944 ?), русско-французский живописец, скульптор, изобретатель, музыкант. В 1902–1903 гг. учился в Одесском художественном училище, где познакомился с Н. Альтманом Альтман Натан Исаевич [1889—1970] Русский и советский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России. В раннем периоде творчества характерны черты кубизма. Лепил с натуры скульптурный портрет и серию зарисовок В. И. Ленина. Занимался оформлением театральный спектаклей, иллюстрировал…; в 1903–1907 гг. — в Высшем художественном училище при Академии художеств (по другим сведениям, в Академии художеств) в Петербурге, откуда был отчислен через год за непосещение занятий.
В 1907–10 гг. вместе с М.Ларионовым Ларионов Михаил Федорович [1881—1964] Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у и . Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию «лучизма»…, Натальей Гончаровой, Д. Бурлюком, Александрой Экстер и другими участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос» (Москва, 1907–1908), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909), «Импрессионисты» (Петербург, Вильно, Берлин, 1909–10).

В 1909–10 гг. Баранов-Россинэ совершил большое путешествие по Европе и обосновался в Париже, где в 1910–14 гг. выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. Тут он подписывался псевдонимом «Россине», затем двойной фамилией. Был связан с кругом поэта Г. Аполлинера, дружил с Р. Делоне и Соней Делоне, принимал активное участие в художественной жизни французского авангарда.
В 1914–17 гг. — в годы Первой мировой войны провёл в Скандинавии, преимущественно в Норвегии; в произведениях этого периода («Всадники Апокалипсиса», «Адам и Ева» и другие) ощутимо влияние мистического творчества Э. Мунка.
В 1916 г. в Христиании (Осло) состоялась его персональная выставка.

В 1917 г. после Февральской революции Баранов-Россинэ вернулся в Россию. Как и многие другие художники русского авангарда, он с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 г. в Художественном бюро Н. Добычиной в Петрограде состоялась персональная выставка Баранова-Россинэ, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев.

С 1918 г. Баранов-Россинэ принимал активное участие в художественной жизни страны был членом Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности, сотрудничал в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса, которым заведовал Д. Штеренберг, участвовал вместе с +a:49705:Н. Альтманом в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции (панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы», «365 революционных дней»). В эти же годы он занимался педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919) преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920–21 гг. был профессором и деканом.

В 1923–24 гг. Баранов-Россинэ, воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, сконструировал клавир «Оптофоник» (запатентован во Франции в 1926 г.), каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые цветомузыкальные концерты.
В 1925 г. с усилением нападок на левое искусство Баранов-Россинэ эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно выставлялся в Салоне независимых.

В своем творчестве он продолжал экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам («Весна», 1930), создавал полихромные абстрактные фигуры из разнородных материалов («Политехническая скульптура», 1933) и т. д. В этот период Баранов-Россинэ сделал целый ряд технических изобретений. В частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней), «мультиперко» (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы; запатентован в 1934 г.), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован в 1939 г.).
В ноябре 1943 г. Баранов-Россинэ был схвачен и отправлен в один из нацистских концентрационных лагерей. По некоторым свидетельствам, он погиб в 1944 г.
Ретроспективные выставки Баранова-Россинэ прошли в Париже (1954, 1970, 1972–73, 1984) и Лондоне (1970); его работы экспонировались на международных выставках «Париж-Москва» (1979, Париж) и «Москва-Париж» (1980/81, Москва), «Великая утопия» (1992, Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк), «От Малевича до Кабакова» (1993/94, Кельн). Работы Баранова-Россинэ представлены в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных собраниях.
Библиография:
1. Стригалёв А. Из опыта первых лет // Творчество. Вып.4. 1968
2. Лейкинд О.Л., Северюхин Д.Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. Санкт-Петербург. 1992
3. Лейкинд О.Л., Северюхин Д.Я. Художники русской эмиграции (1917 – 1941). Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1994
4. Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. Минск. 2003. С.42
5. Дудаков В., Кашуро М. Русское искусство. Частное собрание. Каталог. Москва. 2006
6. Бибикова И.М., Левченко Н.И. (авт. составители). Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917 – 1932. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. Москва. Искусство. 1984

Меню