Чернецов Григорий Григорьевич(1802—1865)

Русский художник, мастер пейзажной живописи, академик.

Братьев Чернецовых, оставивших след или просто упоминающихся в истории отечественного изобразительного искусства, было четверо: Евграф, Григорий, Никанор и Поликарп. Из них двое — Григорий и Никанор — благодаря упорству и великой работоспособности, про которую при их жизни ходили легенды, многого добились в любимом ими изобразительном искусстве. Но как не вспомнить добрым словом старшего — иконописца Евграфа, который обучал младших своему мастерству и, отрывая от семьи последнее, материально помогал Григорию, когда тот бедствовал при своем обучении в Петербурге?
В беспримерном путешествии по Волге (1838) своим уже знаменитым братьям помогал младший. Именно из этого путешествия на специальной лодке-мастерской братья привезли множество этюдов, зарисовок и панораму обоих волжских берегов, состоящую из около двух тысяч листов общей длиной более 700 метров, которые технически были выполнены в виде непрерывной, накатанной на валик ленты.
Академик пейзажной живописи, известный в свое время художник, сын мещанина, родился в г. Лухе, Костромской губернии. Уже в детстве он обнаруживал большие способности к рисованию; в начале 1819 года Чернецов обратился в Академию Художеств с письмом, при коем приложены были два небольших рисунка с эстампов, с просьбою принять его в число учеников Академии на казенный счет, так как недостаток средств отца не позволяет ему поступить в Академию на собственный счет. За малолетием и отсутствием свободных мест ему было отказано, но Академия, уважая его желание быть художником, предложила ему даром нужные художественные пособия. Но судьба улыбнулась даровитому юноше. Через Лух проезжал П. П. Свиньин, заметил в Чернецове способность к рисованию, взял его с собою в Петербург и рекомендовал Обществу Поощрения Художников.

При поддержке общества Чернецов стал посещать классы Академии, в 1819 году, в качестве постороннего ученика. Он обучался сначала у А. Варнека, а затем у М. Воробьева. Уже в 1821 году Академия наградила его за живопись; в 1825 году за живопись перспективную он был удостоен серебряной медали первого достоинства. В 1826 году Чернецов представил вид Военной Галереи и пейзаж, писанный с натуры, за что и получил золотую медаль второго достоинства и признан художником XIV класса. В 1831 году он был удостоен звания академика за исполненную, по назначению Академии, картину, изображающую вид в окрестностях Петербурга.

Вместе с братом своим, уступавшим ему по дарованию, Никанором, он много путешествовал, посетил Кавказ, Грузию, в 1838 году изъездил Волгу от Рыбинска до ее устьев, в 1810 году отправился в Италию, а оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию, откуда вернулся лишь в 1844 году. Подобное же путешествие он совершил в 1846—1849 гг. В своих путешествиях Чернецовы срисовывали все достойное внимания. Рисунки их служили им в дальнейшем темами для картин. За целый альбом видов Палестины им назначена была Академиею Художеств награда в 1000 руб. Эскизы и этюды поволжских видов очень заинтересовали иностранных художников, которым Чернецовы показывали их в Риме.

Они собирались издать альбом волжских видов, но, к сожалению, не привели в исполнение своего желания. В 1846 году Григорий Чернецов, вместе со своим братом Никанором и Сергеем Ивановым, родным братом знаменитого живописца, был отправлен на казенный счет в Италию, где пробыл три года. В 1849 году он вернулся обратно в Петербург, причем ему было дано по Высочайшему повелению на дорогу 100 червонцев. С 1829 года он носил звание придворного живописца и получал содержание от Кабинета Его Величества. Кисти его принадлежат следующие картины, находящиеся в залах Академии Художеств: «Погребальный катафалк Императрицы Марии Федоровны», «Вид в окрестностях Петербурга» и «Мертвое море»; последняя картина написана в 1850 году и принесена в дар Академии самим художником в 1859 году.

В Царскосельском дворце находится акварель художника, на которой представлен Имп. Александр І, сидящий за письменным столом; рядом с нею находится другая акварель, изображающая последние минуты пребывания Имп. Александра І в Петербурге. Последняя картина, как и картина, изображающая Имп. Александра І молящимся на коленях перед ракой Св. Александра Невского в Невской лавре, были изданы Обществом Поощрения Художников. Кисти его также принадлежит картина «Майский парад в 1837 году», находящаяся в Зимнем Дворце. На картинке, служащей эскизом для большой картины, изображающей парад по случаю окончания Польской войны, изображены по желанию Императора Николая I в качестве зрителей Жуковский, Гнедич, Крылов и Пушкин.

Меню