Остроумова-Лебедева Анна Петровна(1871—1955)

Русская и советская художница. График, живописец, одна из лучших мастеров русской национальной школы граверов. Участница обьединений «Мир искусства» и «4 искусства». Народный художник РСФСР с 1946 г., действительный член АХ СССР с 1949 г. Преподаватель.

А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова. Вторую фамилию художница взяла в 1905 г., когда вышла замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева. Родилась и жила в Петербурге. Остроумова-Лебедева училась в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1889 – 1892), в Петербургской Академии Художеств в 1892 – 1900 у П.П.Чистякова Чистяков Петр Петрович …, И.Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, В.Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств….. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи  и гравюре и беря уроки у Дж. Уистлера. Занималась у Л.Бакста Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич) [1866—1924] Русский художник театра, живописец, график. Один из основателей общества «Мир искусства». С 1911 был художественным директором «Русских сезонов» Дягилева. Считается одним из основателей стиля «ар деко». Выработанные…. В 1900 г. художница выставила свои гравюры на выставке «Мира искусства», где они имели огромный успех.   Остроумова-Лебедева впоследствии вступила в обьединение «Мир искусства» . Художница получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой стала ведущим в России станковым гравером на дереве, вывев этот вид эстампа как самостоятельный вид творчества , ведь до этого ксилография существовала в качестве репродукционной техники; особенно много сделала художница в жанре цветной гравюры. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда.
Ее цветные и черно-белые гравюры — как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908- 10; «Павловск», 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) — до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок — как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть — в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923; «Портрет Андрея Белого», 1924; «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925, и др.). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.
 

Меню