Русский художник. Живописец и литограф. Академик живописи (1839). Учился в Бежецком уездном училище, Тверской мужской гимназии, с 1824 один из первых учеников А.Г. Венецианова Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847] Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. — Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна «Гумно» (1821-23), «Спящий пастушок» (1823-24, обе в ГРМ, С…., в 1824-36 вольнослушатель Петербургской АХ. В 1840-50-х гг. жил в Петербурге, писал портреты, интерьеры, пейзажи, жанровые композиции. В 1858 поселился в Кашине, где и умер.
1808, Бежецк, Тверская губ. — 1859, Кашин
А.В. Тыранов — один из наиболее одаренных учеников А.Г. Венецианова Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847] Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. — Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна «Гумно» (1821-23), «Спящий пастушок» (1823-24, обе в ГРМ, С…., портретист и жанрист. Выйдя на самостоятельную дорогу, он не смог противиться моде и различным жизненным соблазнам и сделался одним из тех, кого Венецианов назвал «потерянными людьми».
Тыранов родился в семье бедных мещан. В отрочестве писал иконы. В 1824 г. его работы случайно увидел Венецианов и за «способности необычайные» взял в свою школу учеником. В венециановском духе написаны «Автопортрет» (1825), «Две крестьянки за кроснами (Ткачихи)» (1826) и единственный в творчестве Тыранова пейзаж «Вид на реке Тосне близ села Никольского» (1827), весь пронизанный солнечным светом, тишиной и умиротворенностью. Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать АХ в качестве вольнопри-ходящего ученика, пристроил его под покровительство ОПХ, достал билет с правом посещать Эрмитаж и работать там. За интерьеры «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» (1826) и «Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца» (1829), решенные в соответствии с венециановским методом, то есть по всем правилам прямой перспективы и с учетом освещения в определенное время суток, Тыранов получил сначала малую, а потом большую золотую медаль. Известность его растет. В 1832 г. АХ присваивает ему звание неклассного художника.
В 1830-40-х гг. Тыранов — самый популярный в Петербурге портретист, соперничающий только с К.П. Брюлловым Брюллов Карл Павлович [1799—1852] Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при…. По словам современника, на выставках «около его картин было такое стечение публики, что не было возможности проходить мимо». Среди его моделей — писатель И.И. Лажечников, журналист П.А. Плетнев, художник И.К. Айвазовский Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины.
В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у и французского мариниста Ф. Таннера.
С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член….
В 1836 г. Тыранов идет в ученики к К.П. Брюллову Брюллов Карл Павлович [1799—1852] Великий русский художник. Портретист. Живописец. Великолепный акварелист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при… и увлекается его манерой. Он стремится к внешнему блеску и виртуозной выписанное(tm) деталей, все более утрачивая искренность и непосредственность живого восприятия («Портрет А. Н. Дубельт», 1839; «Портрет неизвестной в лиловой шали», «Портрет Е.П. Ковригиной», оба 1830-х). В 1839-43 г.
Тыранов в качестве пенсионера АХ работал в Италии. Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Судя по всему, эта страсть и погубила художника. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог. Поздние его произведения — «Итальянка» (ок. 1851), «Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа). Аллегория» (1850-е) — безжизненны и нарочито академичны. В 1859 г., тяжело больной чахоткой, Тыранов уезжает к брату в г. Кашин, чтобы умереть там.