Русский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943). Занимался у П.А. Власова в Астрахани (1890-1892), в школе Общества поощрения художеств в СПб. (1892-1895), учился в Академии художеств у П.О. Ковалевского, И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, В.В. Мате (1895—1902), получил 1-ю премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902). Дипломная работа «На концерте в Павловске» (1902, ПКГ). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1903-1908), ПХУ (1908-1930, 1932-1954). Директор Пензенского художественного училища (1942-1945), ПКГ (1942-1947). Орд. Трудового Кр. Знам. (1943). Мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова создан в Пензеской картинной галерее (с 1986). Похоронен в Пензе на Митрофановском кладбище рядом с К.А. Савицким.
1873, село Наши, Тамбовской губ. — 1954, село Ивановка, Пензенской обл.
Родился в крестьянской семье. Рано осиротел. Воспитывался в семье Сорокопудова. Жил сначала в Саратове, затем в Астрахани.
Первые навыки в искусстве будущий художник получил в Астрахани от П.А. Власова, который подготовил его к поступлению в Петербургскую Академию художеств. В 1895 Горюшкин поступил в Высшее художественное училище при Академии, а через два года — в Академию.
По окончании натурного класса он работал в мастерской И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…. Горюшкин-Сорокопудов окончил Академию в 1902. К этому времени определились его основные творческие интересы — исторический и портретный жанры, а также пейзаж.
Художника привлекала жизнь Древней Руси, патриархальные традиции, народный быт. Среди картин на историческую тему удачнее других полотно «Плач Ярославны» (1907, Астраханская картинная галерея), в котором большую роль в эмоциональном плане играет пейзаж.
На события революции 1905 года художник откликнулся созданием ряда рисунков и акварелей («Баррикады. 1905 год»; «Разгром барской усадьбы», 1905). В 1908 Горюшкин-Сорокопудов переехал из Петербурга в Пензу, где преподавал в Пензенском художественном училище. Наиболее интересны портреты этого периода, хотя и прежде художником были исполнены оригинальные по композиции и мастерству работы, например «Скрипач» (1902). Особое место занимают портреты, написанные на пленэре, лучшие из которых — «Под солнцем» (1910-е) и «Портрет Н.В. Мансыревой» (1915). Обе работы привлекают красотой колористического решения, ощущением свежести и чистоты. Художник уловил черты характера моделей, сумел отразить их в выражении лиц и в позах. Эти качества, запечатленные здесь уверенной кистью, были намечены еще в «Портрете матери» (1904).
На протяжении ряда лет Горюшкин-Сорокопудов возвращался к теме Древней Руси. Им были написаны полотна «Базарный день в старом городе» (1910-е), «Князь Игорь» (1910-е), «Сцены Из XVII Столетия» (1934), а также картины о монастырской жизни «Игуменья на молитве» (1910-е), «Из культа прошлого» (1910-е), «На звоннице» (1912). В большинстве из этих работ значительную роль играет пейзаж, определяющий общий эмоциональный настрой. Под впечатлением войны 1914 года художник создал картины «Подвиг сестры милосердия» (1914-1916), «Пленных привезли!. (1916).
После революции 1917 года Пензенское училище было преобразовано в художественно-производственные мастерские, а Горюшкин-Сорокопудов отстранен от преподавания. Он вернулся к педагогической деятельности лишь в 1930-х. Художник активно участвовал в организации АХР и ОМАХР в Пензе, экспонировал свои произведения на выставках этих объединений.
В середине 1920-х и в 1930-х Горюшкин-Сорокопудов создал цикл произведений, посвященных В.И. Ленину, — «Ленин и революция», «Ленин на трибуне» и др. К числу удачных работ 1930-х относятся несколько пейзажей, жанровых композиций и портретов, где, как и в лучших ранних произведениях художника, удачно передано непосредственное восприятие натуры. Пейзаж «На Родине Весна» интересен в живописном отношении: яркое солнце, насыщенные синие тени, прозрачное голубое небо, зелено-охристая дорога среди последнего снега.
Художник часто писал зимнюю природу («Зима», 1936; «Ивановка», 1939). Излюбленным приемом и в пейзажах, и в жанровых картинах было использование резкой светотени: погружая в тень передний план картины. Удачен по живописному решению и автопортрет на фоне пейзажа. Также на фоне пейзажа написан в 1934 портрет старого друга Горюшкина-Сорокопудова, художника Ф.В. Сычкова, в котором передан момент внутренней сосредоточенности мастера во время работы.
После Великой Отечественной войны Горюшкин-Сорокопудов много консультировал молодых художников, участвовал в обсуждении выставок, по мере сил помогал педагогам Пензенского училища, где он преподавал долгие годы.
Жизненный путь художника был исполнен беззаветной преданности искусству, любви к своей профессии. Персональные выставки произведений Горюшкина-Сорокопудова состоялись уже после его кончины — в Пензе в 1956, в Москве в 1964 и к 100-летию со дня рождения художника в 1973 в Пензе.