Русский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Один из организаторов общества «Бубновый валет». Участник выставок «Бубновый валет», «Мир искусства», «Московские живописцы», «Бытие», «Общество Московских художников».
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л.Г. Соловьева и М.И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге (1902-1904) в студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве (1904-1906) в школе живописи и рисования К.Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник… и И.О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1906-1910) у Н.А. Касаткина, С.Д. Милорадовича, А.Е. Архипова Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,… и К.А. Коровина Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик.
Участник выставок Товарищества передвижников (1889 — 1899), «Мир искусства»…. В 1913–1914 посетил Италию и Францию. Испытал глубокое воздействие искусства П.Сезанна. Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».
«Сезаннизм», ставший направляющим творческим руслом всех типических «бубновалетцев», получил у Куприна наиболее четко определенное и в то же время наиболее умеренное выражение. Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда — остановившись как бы на пороге кубизма, — ни к лубочно-фольклорному примитиву. В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно (Натюрморт с синим подносом, 1914; Завод, 1915; обе — в Третьяковской галерее; Натюрморт с воблой, 1918, Русский музей).
Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте (1922-1930), Московском текстильном институте (1931-1939), Московском высшем художественно-промышленном училище (1946-1952).
С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию. Среди поздних работ Куприна наиболее известны полные внутренней гармонии крымские пейзажи (Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су, 1930; Беасальская долина, 1937; обе — в Третьяковской галерее), а также величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы (Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат, 1931, там же). Активно работал как педагог: преподавал в Свободных художественных мастерских Москвы, Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922) и других училищах. Умер в Москве.