Русский живописец, пейзажист-перспективист. Первоначальное художественное образование получил у отца и деда И.В. Бабина и А.У. Орлова. Учился в Академии художеств (1858-1865). Получил малую и большую серебряные медали. За картину «Вид Нижнего Новгорода» (1865) удостоен звания классного художника 3-й степени, а за «Вид Динабурга» и «Рынок в Нижнем Новгороде» (1867) – 2-й степени, за «Вид из окрестностей Люцина» (1868) – 1-й степени, за «Вид Кремля» и «Толкучий рынок в Москве» (1871) – академика. В 1866-1870 гг. преподавал рисование в уездных училищах Витебской губернии. С 1871 г. жил в Петербурге.
Верещагин Петр Петрович (02.01.1834, Пермь — 16.01.1886, Петерб.), сын Петра Прокопьевича Верещагина. Живописец, пейзажист-перспективист. Первоначальное художественное образование получил в Перми у деда по материнской линии И.В. Бабина и у А.У.Орлова. С 1862 г. ученик Академии Художеств. Награждён двумя серебрянными медалями 2 и 1 достоинства. В 1865 г. — звание классного художника 3 степени; в 1867 г. — звание классного художника 2 степени за картины «Вид Динабурга», «Рынок в Новгороде» и «Вид из окрестностей Люцыни; в 1868 г. — звание классного художника 1 степени за картины «Толкучий рынок в Москве» и «Вид Кремля»; в 1873 г. — академик живописи пейзажной за картину «Общий вид Севастополя».
В пейзаже он был по преимуществу перспективист, и картины его написаны очень тонко, хотя довольно однообразно; путешествуя по России, он написал в этом роде множество видов Москвы, Киева, Петербурга, Севастополя, приволжских городов, городов Западных губерний; финляндские, крымские, кавказские и уральские виды, а с 1878 г. — города по Дунаю. Из его картин назовем: «Ветряная мельница в Люцине», «Аю-Даг в Крыму», «Общий вид Севастополя», «Нижний Новгород», «Площадь в Тифлисе», «Исток Риона», «Орианда», «Военно-грузинская дорога», «Невский проспект», «Выборг», «Севастопольский рейд», «Вид города Перми», «Речка Архиповка», «Деревня Корничная», «Улица в Систове», «Нева с набережной у Академии Художеств», «Рынок в Нижнем Новгороде», «Вид в окрестности г. Острова», «Дворец в Ливадии», «Пристань в Галаце».
Старший из братьев — Петр Петрович — поступил в Академию художеств в 1858 году, несколько позже своих братьев. Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, он обучался в классе пейзажа у Сократа Максимовича Воробьева, известного ландшафтного живописца, много лет прожившего в Италии. «Итальянская» традиция ландшафтной живописи в Петербургской Академии художеств имела прочные основы, связанные с именами великих пейзажистов начала XIX века — Сем.Ф. Щедрина, Сильв.Ф. Щедрина, Ф.Я. Алексеева, Ф.М. Матвеева, М.Н. Воробьева. Их живописи, в той или иной степени, присущи пристальное внимание к натуре, тщательное изучение цветовых и световых нюансов, любовь к необременительному и милому стаффажу, некая идиллия, чаще всего перенесенная на обожаемую всеми мэтрами русского пейзажа итальянскую землю. Уроки учителя оказали сильное влияние на молодого Петра Верещагина.
В 1861 году за этюд «На Волге» молодой художник получил малую серебряную медаль, а в 1862 году — большую серебряную медаль за картину «В Баку». На академической выставке 1863 года экспонировались его пейзажи «Москва. Спасская башня» и «Толкучий рынок в Москве», а в 1864 году — двенадцать видов примечательных мест, зданий и окрестностей города Ревель, написанных в летние месяцы того же года.
В 1865 году П.П.Верещагин окончил Академию художеств со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде».
С 1866 года П.П.Верещагин преподавал рисование, черчение и чистописание в городе Люцин Виленской губернии. В 1867 году за картины «Вид Динабурга», «Рынок в Нижнем Новгороде» и «Вид города из окрестностей Люцина» он был удостоен звания классного художника второй степени, а в 1868 году — за картины «Толкучий рынок в Москве» и «Вид Кремля» — звания классного художника первой степени. В 1867 году художник вступил в Общество любителей художеств.
В начале 1870-х годов Верещагин написал виды некоторых зданий Петербурга и создал серию пейзажей Крыма. В 1873 году Академия художеств удостоила его звания академика пейзажной живописи за картину «Общий вид Севастополя», относящуюся к крымскому циклу, а также за пейзажи «Межигорская фабрика близ Киева», «Вид Киева», «Нижний Новгород», «Рынок в Нижнем Новгороде», «Вид Межигорья» и «Вид Кремля в Москве».
В 1870 году живописец оставил преподавание и полностью посвятил себя творчеству.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник находился с русскими войсками на Балканах и запечатлел пройденные ими города и местности, написал вид города Систово, а также серию дунайских пейзажей.
Активный творческий период П.П.Верещагина составил около трех десятилетий напряженного и плодотворного труда, причем живописный уровень его произведений всегда оставался очень высоким. Будучи плотью от плоти Академии художеств, он сумел найти собственный стиль в одном из самых традиционных академических жанров. Безусловно, в живописных приемах и используемых световых и цветовых эффектах он беспрекословно следовал за своими великими предшественниками. Но лишь Верещагину удалось радикально изменить пренебрежительное отношение к собственно русскому пейзажу. Его своеобразные и хорошо узнаваемые «портреты» городов и местностей, полные близких русскому сердцу бытовых деталей, по праву завоевали широкую популярность.
Виктория Лаптева
«Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 5 (7), 2003