Русский художник-жанрист. Живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855-1865) у Е.Я. Васильева, С.К. Зарянко, затем в Императорской Академии художеств (1861-1866) в качестве вольноприходящего ученика. В 1866 получил звание классного художника III степени. Участник выставок Общества поощрения художников, Императорской Академии художеств.
Родился в г. Суджа Курской губернии в бедной крестьянской семье. Рано потеряв родителей, с тринадцати лет начал работать — был и погонщиком, и подпаском, и чумаком.
Юноша много рисовал, делая наброски с уличных канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими обезьянками, нищих и бродяг. Когда Соломаткин случайно услышал о существовании в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех сословий, он тотчас же отправился туда.
В Москве он пошел на квартиру Н.А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям. Увидев талантливые работы юноши и, проникшись сочувствием к его бедственному положению, Рамазанов приютил С. у себя дома. В 1855 – 1860 учился в московском Училище живописи и ваяния. В 1861 С. отправился в Петербург, где поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он недолго, хотя и получил в 1862 за работу «Именины дьячка» малую серебряную медаль. Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864 картина «Славильщики-городовые», которая была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена автором. Однако успех не сделал художника счастливым.
Он постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе оставил в 1866, получив звание художника третьей степени. В произведениях «У питейного дома» (1867), «Постоялый двор» (1870), «Пирушка», «За пенсией» (оба 1878) и других художник изобразил мир бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Этот чуткий художник окончил свои дни в Петербургской больнице для бедных.
Многие его картины посвящены жизни городского «дна» («Именины дьячка», «В погребке»). С горячей симпатией показывал маленьких людей, создал острые сатирические образы («На клиросе», «Странствующие музыканты», «Свадьба», все — 1872, Гос. Третьяковская галерея).