Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович [1818—1903] Русский художник. Профессор батальной живописи. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали…, работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия, Германия, Франция). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1837). С 1873 жил преимущественно во Франции. С 1858 — академик, с 1861 — профессор. Художник Главного Морского штаба (с 1853). Участник выставок Императорской Академии художеств (с 1853), Товарищества передвижных художественных выставок (с 1871), Московского общества любителей художеств, Общества русских акварелистов (18620. Основатель Саратовского Радищевского музея (ныне — Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева), инициатор создания в Саратове рисовальной школы (1897) — Боголюбовское рисовальное училище (ныне — Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова).
Русский художник, пейзажист, мастер русской батальной марины. Внук А.Н.Радищева, Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) 16 (28) марта 1824 в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге). Окончив последний, в звании мичмана (1841) служил на флоте; плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Дж.М.У.Тернера, и на Мадейре, где он познакомился с К.П.Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н.Воробьева и Б.П. Виллевальде Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович [1818—1903] Русский художник. Профессор батальной живописи. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали…. Испытал влияние И.К.Айвазовского Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины.
В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у и французского мариниста Ф. Таннера.
С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член…. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860). Участвовал в выставках «Товарищества передвижников».
Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота (Гренгамское сражение, 1866, Русский музей, Петербург; Гангутский бой, 1876, Центральный военно-морской музей, Петербург; и др.), завоевав славу выдающегося живописца-историографа. Эпический романтизм этих картин сопряжен с высоким мастерством передачи световоздушной стихии. Всецело романтической была первоначально и пейзажная манера Боголюбова, – он предпочитал сперва панорамные ракурсы, наполняя свои композиции задумчиво-поэтическим настроением (Вид Смольного монастыря с большой Охты, 1851; Женевское озеро. Шильон, 1854; обе картины – Художественный музей, Саратов).
С 1873 жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле. Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.
Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Опубликовал (в журнале «Русская старина» за ноябрь 1888) Записки моряка-художника. 1856–1857 (переизданы в 1996 в Саратове в виде спецвыпуска журнала «Волга»).
Умер Боголюбов в Париже 7 ноября 1896.