Кустодиев Борис Михайлович(1878—1927)

Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1896-1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…. В 1903 получил звание художника, с 1909 — академик. В 1910 преподавал в частной мастерской Е. С. Зарудной-Кавос, в Новой художественной мастерской в Петербурге. Участник выставок: Московского общества любителей художеств (1900-1901), Весенних в Академии художеств (1900-1903), Нового общества художников (1904-1908), Союза русских художников (1906-1910), «Мира искусства» (1911-1924), Ассоциации художников революционной России(1926), международных выставок. Один из учредителей Нового общества художников (1904), член объединений Союз русских художников (1907-1910), «Мир искусства «(с 1910).

Родился в Астрахани в семье преподавателя русского языка и литературы. Отец умер, когда мальчику было полтора года, и мать осталась с четырьмя детьми без средств к существованию. Екатерине Прохоровне Кустодиевой приходилось зарабатывать вышиванием и игрой на фортепиано на вечерах у местных купцов.
Когда будущему художнику было девять лет, в Астрахань приехала передвижная выставка. На ней были такие работы как «Боярыня Морозова» Сурикова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние…, «Христос и грешница» Поленова, работы Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,….
Астраханская интеллигенция восторженно встретила выставку, в городе царило оживление всвязи с этим событием, которое захватило и семейство Кустодиевых. Выставка настолько потрясла Бориса, что, уже будучи в зрелом возрасте, он точно помнил, где висела та или иная картина.
Под влиянием выставки мальчик стал рисовать и твёрдо принял решение стать художником.
Сочувствуя желанию сына и невзирая на все материальные трудности, Екатерина Прохоровна изыскала возможность отдать мальчика в обучение к художнику П. А. Власову. Кустодиев всегда считал Власова своим самым лучшим и любимым учителем.
В 1896 году по окончании семинарии Кустодиев поехал поступать в Академию художеств в Петербург. Он успешно прошёл вступительные экзамены, несмотря на то, что впервые в жизни рисовал обнажённую натуру собственно на экзамене. В Академии учителем Кустодиева был Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,….
В Академии Кустодиев проявил себя как отличный портретист. За портрет Билибина он был удостоин золотой медали на Международной выставке в Мюнхене.
Кустодиев по приглашению Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… в течение двух с половиной лет работал совместно с ним над колоссальным групповым портретом членом Государственного совета. Это полотно считается самым масштабным в истории мировой живописи рубежа столетий.
В правой части картины, которая была написана Кустодиевым почти самостоятельно, явственно чувствуется его рука.  Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… не стал подправлять работу своего талантливого ученика, предоставив ему свободу действий.
В 1905 году художник впервые пробует себя в книжной иллюстрации. Он проиллюстрировал «Мертвые души», «Коляска» и «Шинель» Н. В. Гоголя, «Песню про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Как черт у мужика краюху украл» и «Свечку» Л.Н.Толстого.
Художник увлёкся лубком и народной картинкой, он пристально изучает вывески, росписи ставен, сундуков, подносов и т. д. Это чувствуется в его работах, в сочном, открытом цвете, в лёгкой ненавязчивой стилизации, во внимании к деталям быта и одежды.
Некоторые критики, ориентированные на западное искусство, называли Кустодиева «русофилом». Когда министр искусств Италии в 1910 году попросил Кустодиева, Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… и Серова написать свои автопортреты для флорентийской картинной галереи Уффици, Кустодиев написал себя чисто по-русски — на фоне соборов и стен Лавры.
Для того, чтобы полнее окунуться в быт средней России, Кустодиев купил участок земли недалеко от Кинешмы, где построил дачу-мастерскую. Там он обычно проводил лето.
Кустодиев сблизился с Е. Лансере и Мстиславом Добужинским, начал рисовать для революционных сатирических журналов. В 1907 году он стал членом Союза русских художников,  в 1911 — «Мира искусства».
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи.
В 1911 у художника появились симптомы туберкулёза позвоночника. По совету врачей он едет в Швейцарию.
Кустодиев оформил постановку пьесы Островского «Горячее сердце» в московском театре Незлобина. В эскизы костюмов и декорации художник привнёс любимые им декоративные национальные мотивы. Спустя два года художнику предлагают оформить постановку этой пьесы и для Московского Художественного театра.
Болезнь Кустодиева всё прогрессировала. Но это не сломило художника: его работы становятся ещё более декоративными, красочными и стилизованными. В них столько радости и ощущения счастья, что невозможно представить, будто они написаны тяжело больным человеком. Наиболее любимая публикой работа тех лет была «Красавица». Кустодиев делал три повтора этой картины.
В 1916 Кустодиев перенёс операцию, после которой семь месяцев пролежал в клинике. По его состоянию врачи запретили ему рисовать, но он всё равно рисовал тайком.
Врачи отстояли жизнь Кустодиева, но внезапно наступил паралич ног. Но и тут художник не сдался. Он приспособил своё кресло к работе над большими холстами так, что мог подниматься и опускаться на нужную высоту. У художника онемевали и руки, и только благодаря длительному массажу он мог взять в руки кисть. Все тяготы и невзгоды стойко делила с художником его жена Юлия. Друзья художника вспоминали:» До крайности ограниченный в своих движениях креслом на колёсах, он создавал в то же время впечатление какой-то особенной подвижности… он везде успевал побывать, всё повидать, всё заметить, набраться впечатлений от жизни и с большим запасом наблюдений вернуться в свою мастерскую, где с лихорадочным упоением заносил их на бумагу, на холст. Столько было жизненности в нём, столько бодрости и ненасытного интереса к жизни, которые никак не вязались, так противоречили его физической немощи».
В 1918 году Кустодиев написал эскизы семи больших панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина «Степан Разин» (1918, ГРМ).
В 1919 появилась картина «Большевик». Исполинская фигура с красным знаменем в руке шагает через улицы Москвы. Первоначально Кустодиев хотел поместить на крыше церкви священника и дьякона, но потом отказался от этой чересчур карикатурной детали.
И после революции Кустодиев продолжает работать в излюбленном им направлении, работая по старым впечатлениям, словно революции и не бывало: «Купчиха за чаем», «Купчиха с зеркалом». Кроме того, он работал в плакате, оформлял спектакли, например, «Блоху» Е. Замятина во МХАТе.
К концу жизни Кустодиев много и блестяще работает в книжной графике. Он в 1923 году проиллюстрировал повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», по заказам Госиздата делал оформление к произведениям Горького, Толстого, Тургенева, Короленко, Некрасова и др.
В 1927 году художник скоропостижно скончался от гриппа в тяжёлой форме. Его жена Юлия ушла из жизни во время блокады немцами Ленинграда.
 

Меню