Русский художник. Живописец.
Писал в основном, пейзажи и натюрморты.
Родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости, Новосильского уезда, Тульской губернии. Отец — Батурин Павел Петрович, из небогатой дворянской семьи. Окончил Орловский Бахтинский Кадетский корпус. Военные науки его не интересовали, но все же юнкером он был отправлен на войну в Севастополь. Но их полк не успел принять участия в войне, так как был заключен мир и полк вернули. По возвращении полка Павел Петрович вышел в отставку и приехал в Становое, где занялся устройством разоренного хозяйства.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года рождения, с 14 лет — крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел (отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в Становом.
Временно обязанная Анна Никифоровна продолжала свою службу у помещицы, полюбила Павла Петровича и в 19 лет, 1 октября 1863 года, родила сына Виктора, за что из хором барских была сослана в скотную избу, где и жила с сыном. Прасковья Ивановна не позволяла Павлу Петровичу женится на крепостной. В то время у него уже было двое детей: сын Виктор и дочь Мария. Как внебрачный ребенок, Виктор Павлович носил фамилию по крестному отцу – Иванов. В конце концов, Павел Петрович ушел от матери и поступил служить к помещику Дьякову управляющим. Мать лишила его наследства. Только после смерти Прасковьи Ивановны родители Виктора Павловича обвенчались. Павел Петрович стал работать управляющим имением в Становом, которое принадлежало его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Его учителями были Павел Семенович Сорокин, Сергей Иванович Иванов – скульптура, Илларион Михайлович Прянишников, Павел Алексеевич Десятов – живопись. Живопись в натурном классе преподавали: Владимир Егорович Маковский и Евграф Семенович Сорокин, Василий Дмитриевич Поленов. Затем прибавились по живописи и рисованию: Клавдий Васильевич Лебедев и Николай Васильевич Неврев. Виктор Павлович был освобожден от общеобразовательных наук, так как программа 5 класса Реального училища соответствовала программе школы Живописи, за исключением специальных предметов. Историю искусства преподавал Сергей Яковлевич Лучшев, линейную и теневую перспективу преподавал Александр Портогенович Попов, анатомию человека — ректор Московского университета Смирнов. Смотрителем классов был Мжедлов Александр Захарович. Директором школы был Лев Михайлович Жемчужников. Каждый месяц были экзамены по искусству, и лучшие рисунки учеников отбирались и в конце года по этим рисункам учеников переводили в следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались ученические выставки картин, скульптуры и архитектуры.
В Москве Виктор Павлович учился и жил на очень ограниченные средства, получая от родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он в то время в Ляпинском общежитии. С ним жили его школьные товарищи: бароны Клодт Николай и Евгений Александровичи, Алексей Михайлович Корин и Василий Никитович Мешков. На досуге Виктор Павлович занимался копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Ему начали заказывать копии с картин, и появился первый заработок. Наконец то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от чрезвычайно бедно живших родителей. К тому времени в семье родителей, кроме Виктора Павловича было: 6 братьев — Сергей, Алексей, Анатолий, Владимир, Николай, Михаил и 5 сестер — Мария, Екатерина, Наталья, Ольга и Елизавета.
В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда.
Школу живописи, ваяния и зодчества он окончил в 1888 году и участвовал в последний раз в ученической выставке давшей ему 1500 руб. В газетах и толстых журналах «Артист» и «Русская Мысль» были опубликованы хорошие рецензии на работы Виктора Павловича. Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению Григория Григорьевича Мясоедова работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М. Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
Участвовал в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве — 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале — мае 1892 и 35-я в январе — марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.
Спустя несколько лет после окончания школы Виктор Павлович решает поступить учиться в Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он поехал в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина, ректор Академии Владимир Егорович Маковский представил его Куинджи. По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению учеба эта сорвалась из-за отсутствия в то время денег на жизнь в Петербурге. Виктор Павлович был вынужден остаться в Москве.
В 1888-90 работал художником декоратором Большого театра в Москве совместно с другими художниками: Егорьевым Николаем Николаевичем, Сергеевым, Савицким и др. . С 1890 по 1911 год состоял преподавателем рисования в частной гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 год состоял на службе (рисовальщиком) на фабрике Полякова в Москве. В это время им был написан плафон над зрительным залом Московского Шелапутинского театра (не сохранился после пожара). Отделывал в Москве особняки в различных стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (около ст. Павшино).
В этот период Москва все больше и больше узнавала Виктора Павловича, работ с выставок ему никогда не приходилось брать обратно, все картины принимались выставками и продавались на них и в материальном отношении Виктор Павлович жил хорошо. Значительные суммы денег он отправлял родителям – благодаря ему все братья и сестры получили образование.
Картины его экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее, в Цветковской галерее.
Писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло, акварель): “Ненастье”, “Весенний день”, “Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка леса” (1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же), «Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский областной художественный музей), “Весенние сумерки” (1910, там же), “Полевые цветы” (1910, Ульяновский областной худ. музей), “Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в Москве), “Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912, Тульский областной худ. музей), “Домик лесника” (1926, там же), “Полевые цветы” (1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег. Коктебельская бухта” (1913 в семье Трындиных), “Морской берег. Скалы у Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах” (1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина реки” (1900-1910) и др.
Очень хорошо были встречены художественной общественностью его картины: «Дачный уголок», «На хуторе», «Ранняя весна», «Пруд», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1903 года, а также картины: «Майское утро», «Ненастный вечер», «Ранней весной», «Желтеющая нива», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1904 года. На юбилейной ХХХ периодической выставке картин в 1910-11 годах им были выставлены картины: «Цветник», «Цветы запоздалые», «Дача». В Москве жил: в 1896 – Мясницкая ул. дом Духовной Консистории, меблированные комнаты, № 30, в 1901-02 – Сущевской части, Ивановский пер. дом Полетаевых.
В 1902 году женился на Валентине Петровне Трындиной. В 1903 году у них родился сын – Кирилл. После женитьбы они жили в 1903-1905 годах на Смоленском бульваре в доме Шнейдера, а затем у Петровских ворот в доме Петра Егоровича Трындина, квартира 6. Виктор Павлович в 1903-1904 году входил в Совет Московского городского попечительства о бедных Мясницкой части 1-го участка, где председателем был Сергей Егорович Трындин.
Брак этот оказался неудачным и в 1910 году Виктор Павлович получил формальный развод с правом жениться. (В своих воспоминаниях Виктор Павлович обвиняет в неудавшемся браке Валентину Петровну). Сын был оставлен у Виктора Павловича и жил с ним в Становой, в Москве в Фурманном переулке, дом 18 (16), а затем в других городах. В 1912 году Кирилл был принят в Мценскую гимназию, затем учился в Симбирске.
Виктор Павлович был дружен с Ильей Львовичем Толстым, в 1914 году Виктор Павлович вместе с сыном Кириллом жил в имении Ильи Львовича Толстого в Калужской губ. — Мансурово, давно был знаком и с семьей Льва Николаевича Толстого, бывал у них в Ясной Поляне, писал этюды, и многие из этих этюдов были подарены им в Московский музей Л.Н.Толстого.
В это время картины Виктора Павловича пользуются огромным успехом, во всех частных галереях Москвы и Петербурга имелись картины Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова, Оглоблинского и др.
С началом 1й Мировой войны Виктор Павлович просился на работу в Красный Крест. Но 15 мая 1915 года получил назначение ехать в Симбирск в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. После Симбирска работал в Самарской, Оренбургской, Уфимской губерниях, где принимал купленный скот, формировал гурты и отправлял их по назначению. В дальнейшем Виктор Павлович просил отпустить его с этой работы, но ему было отказано, и он был вынужден продолжать службу, переходя по наследству с заготовленным скотом от одной власти к другой.
В 1915 году в г. Уфе он встретился с вдовою Ириной Андреевной, у которой был сын Афанасий, одних лет с Кириллом. В том же году Виктор Павлович и Ирина Андреевна поженились.
В ноябре 1918 года из Уфы был переведен в Каинск, где во время переезда заразился сыпным тифом. В 1919 году Колчак мобилизовал Кирилла и Афанасия в военную школу, и больше сведений о них родители не имели. В мае 1919 года был переведен в станицу Песчанскую Павлодарского уезда Семипалатинской губернии.
29 декабря 1919 года в Павлодар вошла Красная Армия и Виктор Павлович передал остававшиеся у него 5000 голов скота коменданту города. В 1920 году был назначен ответственным по реквизации скота на озеро Моралды, в 80 верстах от Павлодара. Осенью 1920 года был назначен заведующим мясным складом в Павлодаре. В то время в Павлодаре никто не знал, что Виктор Павлович художник. Когда об этом узнал Председатель Павлодарского Исполкома Бондор – Деброва, он дал ему работу по специальности. Его назначили преподавать черчение и рисование в школе II ступени и в Школе Водного Транспорта. Написал декорации в Гортеатре Павлодара, которые произвели фурор. В 1923-26 годах писал этюды на Алтае, где сопровождал экскурсию учеников Школы Водного Транспорта. В этот период он написал несколько картин и через Илью Львовича Толстого, жившего в то время в Америке, отправил их на продажу в Америку. Это давало ему средства на жизнь. В апреле 1924 года он заболел от переутомления, доктора запретили ему заниматься в школах, и он был признан инвалидом 2-й группы. В это время он пишет декорации для клуба Водников, городского театра, рабочего клуба. Принимал участие в Московской выставке 1923 года, в Иркутске в 1925 году и две картины подарил в Иркутский музей. В 1928 году им сделан эскиз пьедестала памятника В.И.Ленину в Павлодаре. В городе Павлодаре им была организована изостудия для детей. Но все это время Виктора Павловича тянуло к родным местам Центральной России к цветущим садам, лугам, холмам, заросшим прудам и т.д. Он хотел посылать свои работы на выставки в Америку, так как там на его картины был спрос. В России, по словам Виктора Павловича, в то время «старое искусство отжило свой век — всюду процветал футуризм и модернизм», поклонником которых Виктор Павлович никогда не был.
В начале лета 1930 года Виктор Павлович уехал из Павлодара в Боярку, (дачное место под Киевом), там жила его сестра Ольга Павловна Батурина. В Боярке ему не понравилось, и он уехал в Новосибирск (писал картину большого размера для Новосибирского зерносовхоза). Затем приехал жить в Тулу к родственникам. Виктор Павлович там много работал (были заказы из Москвы, посылал ранее написанные пейзажи в Америку к И.Л.Толстому). Затем переехал в город Алексин, Тульской области – там жили его близкие друзья семья известного хирурга Якова Сергеевича Стечкина. В 1932 году он уехал в Куйбышев, там жила сестра его жены. В Куйбышеве он заболел (у него был инсульт и парализована левая рука). В Куйбышеве была его последняя персональная выставка, все картины были куплены художественным музеем Куйбышева.
14 октября 1938 года в Куйбышеве, в возрасте 75 лет, Виктор Павлович Батурин скончался. Похоронен в Куйбышеве. Жена его умерла в Куйбышеве 17 февраля 1957 года. Несколько картин Виктора Павловича сохранилось в Куйбышеве в семье сестры его жены. Две картины у родственников В.П. Батурина в Москве.