Русский художник-авнгардист и теоретик искусства. Известный искусствовед и музеевед, член президиума Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) в 20-е годы.
Учился сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем, несколько лет на историко-филологическом факультете Московского университета.
Живописи учился в студии у Юона, брал частные уроки у Сапунова и Феофилактова. Борис Валентинович с 1910 года входил в группу художников авангарда «Бубновый валет» и принимал участие в выставках этого художественного объединения.
1912 году он посетил Италию и познакомился с Вячеславом Ивановым. В это время он переводил трактаты итальянского поэта, основателя футуризма Томмазо Маринетти, и в 1912 году он опубликовал их в журнале «Маски». Принимал участие в первой мировой войне (прапорщик, подпоручик) Во время февральской революции был членом ВРК, затем демобилизован по болезни.
В 1919-1921 гг. он — профессор истории искусства в Московском Пролеткульте. В 20-тые годы Борис Валентинович был научным сотрудником и членом президиума ГАХН. В 1928 году издал книгу «Эстетика числа и циркуля».
С 1921 года и до ликвидации в 1929 году возглавлял Музей дворянского быта 40-х годов, созданный в начале XX века, точнее в 1919 году, по инициативе Отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса РСФСР во главе с Н.И. Троцкой. Борисом Валентиновичем написан путеводитель «Бытовой музей 40-х г.г.», выдержавший с 1924 по 1928 годы четыре издания.
С 1929 по 1932 годы находился в ссылке в Великом Устюге. Затем, в 40-х гг. – заведующий экспозицией музея Л.Н. Толстого в Москве, Литературных музеев в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой» на железнодорожной станции «Лев Толстой».
В конце 1930-х годов он принимал активное участие в создании музея-квартиры Пушкина на Мойке, в 1940 году создал путеводитель по этому музею. После войны в сороковые годы помимо музеев на Мойке и в Михайловском с его участием был организован музей Пушкина в Царском (тогда Детском) селе. Кроме того, в 1936-1939 и затем в 1948-1956 годах заведовал Литературным музеем Пушкинского дома (ИРЛИ).
В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературные музеи», он автор ряда статей по искусствоведению и музееведению («Портрет и его оригинал» «Музей как произведение искусства» и т. д.)