Экстер (Григорович) Александра Александровна(1882—1949)

Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие  кубофутуризм. Родилась в Белостоке в 1882 году. С 1907 года периодически бывала в Париже, где дружила с Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом и другими значительными фигурами авангардного искусства. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как  «Бубновый валет»,  «Союз молодежи», «Трамвай В», «Магазин», «5×5=25», «№ 4» и др. В 1914 г. организовала авангардную выставку «Кольцо». В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича. Несомненной удачей художницы стала ее работа в Московском Камерном театре, где она выполнила росписи вестибюля театра и занавес, разрабатывала декорации и костюмы к спектаклям. После Революции принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 г., по её эскизам шили парадную форму для Красной Армии. В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. Скончалась в 1949 году.

А. А. Экстер (девичья фамилия  Григорович) родилась в Украине в Белостоке в чиновничьей семье 6 января 1882 года. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г. она вышла замуж за своего кузена, преуспевающего адвоката Н. Е. Экстера. Талантливая, красивая, всегда доброжелательная и приветливая, Александра привлекала к себе художников и людей искусства, её дом стал центром киевской художественной жизни. Материальное благополучие позволяло художнице часто бывать в Париже, откуда она привозила идеи и новейшие веяния в изобразительном искусстве: фовизм, экспрессионизм и кубизм. Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале  ХХ века.

Однако художница не следовала слепо западным влияниям. То, что она узнавала, она пропускала через себя, через призму своего таланта и воображения. Кубизм с его логичными ясными формами оказался близок художнице, но она переработала его в нечто своё, создав свой, «экстеровский» вариант кубизма — кубофутуризм, который стал визитной карточкой её стиля  и принёс ей известность.

В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии «Ла Гранд-Шомьер». В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства — поетом и идейным вдохновителем нового искусства Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.

Брак супругов Экстер был счастливым, но недолгим: в 1908 году Н. Е. Экстер ушёл из жизни. После смерти мужа художница осталась без средств к существованию, без жилья и даже потеряла свои картины, которые ей не вернул свёкр. Выручала преподавательская деятельность и театральные заказы. Она преподавала в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1921- 22 гг. Экстер работала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др.
Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), «Венок-Стефанос» и «Треугольник» в Петербурге (1910), «№ 4» в Москве (1914).
В 1910 г. вступила в объединение «Бубновый валет» и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом «Союза молодежи».
В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо».
Ранние работы Экстер написаны в стиле импрессионизма, а позднее художница пришла к  футуризму и кубизму. Часто она применяла  технику коллажа. 
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она занялась прикладными искусствами, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.
Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, костюмы и декорации к драме «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). Художница всецело отдавала себя этой работе. В 1923 году она писала режиссеру А. Таирову: «Я перенесла макет сцены в спальню, чтобы думать о спектакле даже во сне…» После премьеры А.Эфрос писал: «Спектакль прошел бы и совсем бесследно, если бы… Внутренний облик театра к этой премьере принял необычный вид. Вестибюль, лестница, фойе, наконец, самый портал сцены были покрыты сплошной, цепкой, добротной кубофутуристической живописью… Сдвиги и разрывы росписей Экстер, сделанные с горячей, скажу — страстной убежденностью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале»…

Яркое, эффектное оформление Экстер затмило и постановку, и игру актёров, в том числе примадонны Алисы Коонен, которая была женой Таирова. Она не простила художнице столь ошеломляющего успеха. Таиров прекратил с Экстер всякое сотрудничество, что вызвало у художницы глубокую депрессию, так как она преклонялась перед ним и его творчеством. Эта личная драма явилась одной из причин, по которой художница решилась уехать жить за границу.

В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма «Аэлита» Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.
В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль.
В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. До конца жизни её не покидает тоска по родной Украине. Она вспоминает, как в 1919 году вместе с товарищами писала этюды на Трухановом острове рано утром, «когда светило в этот ранний час, искупавшись в Днепре, бодро, свежо идет вглубь всей Украины».

Художница скончалась в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949.

Меню