Архипенко Александр Порфирьевич (1887–1964)

Родился в Киеве, в старинной украинской семье. Дед — иконописец, отец — профессор Киевского университета, механик, заведовал лабораториями и кабинетами. В 1902–05 учился в Киевском художественном училище. В 1906, будучи в Москве, участвовал в московских выставках. С 1908 жил в Париже, учился в Школе искусств, изучал в музеях древнюю классическую и примитивную скульптуру. В 1910 открыл свою мастерскую на Монпарнасе. Принимал активное участие в жизни парижского литературно-художественного авангарда. Член группы «Золотое сечение». С 1910 по 1914 — ряд персональных и групповых выставок в парижских Салонах, в Гааге, Берлине, Нью-Йорке; в 1912 объезжает со своей выставкой Францию, Швецию, Германию, Чехию. В 1921 открыл мастерскую в Берлине. С 1923 и до конца жизни жил в США (принял гражданство в 1928), умер в Нью-Йорке. Был очень популярен в Штатах (за сорок лет – около 150-ти персональных выставок). Много преподавал, имел свои студии в различных городах и университетах США. Удостоен ряда почётных наград. Член Международного университета Искусств и Словесности.

Всемирно известный скульптор, живописец, график. Ранее творчество проникнуто революционными идеями авангарда, инспирировано архаикой и примитивом. Стоял у истоков кубизма, апологет кубистического метода (серия «Цирк Медрано», 1912 и др.). Первым стал применять комбинации разнородных материалов в скульптуре, создавал полихромную скульптуру. Художник-новатор, создатель неповторимых оригинальных стилевых приёмов, разработанных с учётом достижений техники — «скульптуро-живописи» (1915–18), «архипентуры» (1924–27), автор «светомодуляторов», экспериментировал в области звуковой скульптуры. В 1920–30 обращался к реалистической скульптуре (ряд портретов – Т. Шевченко, И. Франко, В. Фуртвенглера и др.). С 1940–50-х работал в стиле абстракции и сюрреализма. Анатуралист. Один из первых художников современности, открывших новый этап в развитии мировой скульптуры. Занимался  живописью и литографией, столь же выразительными, как и его пластика.

Меню