Крупный скульптор Бессарабии 20-30-х годов. Организатор и директор Кишиневского художественного училища. Председатель Бессарабского Общества изящных искусств.
Пламадяла — крупнейшая фигура в искусстве Молдавии. Он был первым профессиональным молдавским скульптором, самым крупным скульптором Бессарабии 20-30-х годов, организатором и директором Кишиневского художественно го училища, председателем Бессарабского Общества изящных искусств.
Первоначальное образование Пламадяла получил на родине, в Кишиневской городской рисовальной школе, а затем отправился в Москву, в знаменитое в ту пору Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Жилось тогда молодому скульптору нелегко: для заработка он ночами работал в литейной мастерской, жил поначалу в крохотной каморке, а затем в мастерской скульптора С. М. Волнухина. Но работал много и увлеченно; в Училище у него были прекрасные педагоги: скульптуру преподавал Волнухин, рисунок — замечательный живописец К. А. Коровин. Познакомился в годы учения Пламадяла и с А. С. Голубкиной. Впоследствии, став инициатором создания Кишиневского художественного училища, Пламадяла организует его по типу Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
Проработав по окончании Училища два года на Монетном дворе в Петрограде, Пламадяла отправился в Кишинев навестить родных — и не смог вернуться обратно. Боярская Румыния захватила в 1918 году правобережную часть Молдавии — Бессарабию и закрыла границу. Пламадяла, как и многие другие деятели молдавского искусства и культуры, остался в оккупированном Кишиневе.
Бессарабское искусство 20-30-х годов резко отличается от современного ему искусства боярской Румынии: свою роль здесь сыграли давние и прочные связи с русской реалистической традицией. Одним из самых ярких ее проводников и стал Пламадяла.
Самые значительные свои произведения Пламадяла создает в 20-е годы. В скульптуре ему наиболее близкой была классическая традиция. В 1921 году он совершает путешествие в Италию, и в созданной в том же году статуе «Отчаяние» явственно прозвучали впечатления Пламадялы от его любимого скульптора — Микеланджело. В обнаженной фигуре с запрокинутой головой и закинутой за голову рукой читается глубокое, безысходное отчаяние. Обобщенность, некоторая геометризация форм усиливают монументальность и мощь всей фигуры.
Свидетельством демократической направленности творчества Пламадялы является созданная в 1922-1924 годах статуя «Рабочего» — один из первых образов пролетария в молдавском искусстве. Свободный разворот фигуры в пространстве, могучий торс и сильная рука, сжимающая молот, гордый профиль создают монументальный обобщенный образ, исполненный большой вдохновенности.
В течение нескольких лет Пламадяла увлеченно работает над памятником своему любимому историческому герою — молдавскому господарю Стефану Великому для Кишинева. Он изучает фрески монастыря в Воронце, где Стефан Великий изображен со своей семьей, собирает материалы в библиотеках, изучает орнаменты на тканях, формы меча и короны XV столетия. Результатом этой напряженной работы стало несколько макетов.
Первоначально Стефан Великий должен был быть представлен с непокрытой головой, в средневековых доспехах и плаще, опирающимся обеими руками на меч. Однако члены комитета по сооружению памятника требовали, чтобы в руках господаря был крест. В окончательном варианте объединитель молдавских земель Стефан Великий изображен в короне и богатом одеянии. Лицо его грозно, но вместе с тем печально. Правой рукой он сжимает меч, а в левой держит крест. Исследователями было замечено, что Стефан «как бы движется медленным торжественным шагом навстречу врагу… Пламадяла сумел подчеркнуть в образе господаря не проповедника христианской догмы, а борца за независимость родной страны, против угрозы турецкого порабощения». Для памятника был использован известняк из Косоуцких карьеров.
В 20-е годы Пламадяла обращается и к жанровой скульптуре («Молдавская девушка», «Молдавский чабан», «Дойка овцы»), в которой его привлекала возможность создать образы, отмеченные остронациональным, молдавским характером. Жанровые произведения Пламадяла нередко исполнял из дерева. Этот материал скульптор полюбил давно, еще со времен учения в Москве. В ту пору, увлекаясь исполнением миниатюрных портретов из слоновой кости, полудрагоценных камней, а также дерева, он досконально изучил свойства и возможности этого материала. Не случайно один из лучших портретов Пламадялы — портрет жены скульптора (1927) — был исполнен из дерева.
Именно портрет становится основным жанром у Пламадялы с конца 20-х годов. В 30-е годы он создает ряд портретов видных представителей молдавской интеллигенции (портрет-надгробие поэту А. Матеевичу, портрет писателя А. Донича).
Интересы Пламадялы в 30-е годы разнообразны. Кроме портретов он много работает над этюдами, увлекается живописью — расписывает Бендерский собор (1934), собирает материалы о художниках-бессарабцах. Результатом сбора этого материала стала статья «Живописцы и скульпторы Бессарабии», скульптор планировал написать на эту тему также и книгу.
Пламадяла умер в 1940 году. Многие его работы погибли в годы войны. Но сохранившиеся произведения свидетельствуют о яркости, своеобразии и разносторонности творчества этого замечательного мастера.
О. Сугробова. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.