Живописец и график. Родился в Баку. Получил звание Народного художника СССР в 1963 году. Член-корреспондент Академии художеств СССР с 1958 года. Лауреат Международной премии им. Дж. Неру, лауреат государственной премии Азербайджанской ССР, лауреат ленинской премии СССР, обладатель ордена «İstiqlaliyy-t» суверенного Азербайджана. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции и Дружбы Народов.
Живописец и график. Родился в Баку. Получил звание Народного художника СССР в 1963 году. Член-корреспондент Академии художеств СССР с 1958 года. Лауреат Международной премии им. Дж. Неру, лауреат государственной премии Азербайджанской ССР, лауреат ленинской премии СССР, обладатель ордена суверенного Азербайджана. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции и Дружбы Народов.
Окончил в 1939 году Азербайджанское художественное училище, а в 1949 году — Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. И уже здесь заговорили о его неординарном, ярком даровании. Еще студентом он показал на Всесоюзной выставке в Москве первую свою картину «Вечер», в которой — большой, сложно выстроенной, многофигурной композиции — передал ощущение возвращения к нормальной мирной жизни первых послевоенных лет.
Его работы выставлялись на персональных выставках в Лейцпиге, Берлине, Мадриде, Милане, Киото, Дели, его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Дрезденской картинной галерее, во многих музеях и частных коллекциях мира, им были оформлены станция метро «Низами», гостиница «Апшерон», дворец «Гюлистан», картины которого красуютя на первой странице мирового каталога рядом с такими именами как Боттичелли, Сезан, Дега, Гойа, Леонардо Да Винчи «Мадонна», Моне, Рембрант, работы которого преподносились в качестве дара руководителям дружественных Азербайджану государств, а портрет турецкого народного поэта Юниса Имре был преподнесен покойным Гейдаром Алиевым правительству Турции, что несомненно показало, как Гейдар Алиев высоко ценил Микаила Абдуллаева.
Таким же светлым настроем исполнена «Мингечаурская серия» — живопись и графика. В этом, казалось бы, дежурном производственном цикле, столь обязательном для молодых художников тех лет, Абдуллаев показал себя мыслящим, не скованным никакими условностями художником, владеющим композиционным даром, великолепным рисовальщиком, тонко чувствующим цвет, отменным колористом, что позже станет чуть ли не главной особенностью его творчества. Любовь к цвету была поистине страстной, необозримой и дерзкой. Она могла выражаться и в мощных стремлениях, и в тончайшей разработке красочной гаммы, в которой подчас было трудно уловить основные составляющие, настолько они были прозрачны, светлы и трепетны. Цветовой фактурой художник мог построить любой объем, предметный мир или портретное изображение. В зыбком пространстве могли возникнуть его фантазии и миражи.
Будь то «Вид на мечеть», «Ночь над городом», «Сумерки», азербайджанские, московские, индийские или итальянские пейзажи. Но эти пейзажи, как правило, населены людьми, порой яркой, цветистой, кричащей и шумной толпой. Особенно в индийской серии. За живописный цикл «По Индии» Микаил Абдуллаев получил престижную премию Джавахарлала Неру.
Абдуллаев был прекрасным портретистом. И нынешняя экспозиция тому свидетельство. Здесь представлено много портретов, и почти каждый — настолько выразительный, крепко сбитый цветом, что глаз трудно оторвать. И конечно, истинным шедевром является «Портрет Ренато Гуттузо». В нем как бы сконцентрировалось все блистательное мастерство Микаила Абдуллаева, все его мощное дарование, непревзойденное образное мышление. Портрет — эпицентр экспозиции. И уже он один поднимает эту, казалось бы, камерную, почти случайно собранную выставку на уровень значительного художественного явления.
Народный художник СССР Микаил Абдуллаев был по праву народным во всей нашей многонациональной стране, кого бы он ни писал — азербайджанца, русского, дагестанца. Писал с одинаковой любовью, доброжелательством и приветливостью. Микаил Абдуллаев страстно любил свой Азербайджан. Говорил, обращаясь к своей родине: «Не устаю, как ашуги, воспевать тебя в своих полотнах». И это совершенно справедливо. Но справедливо и то, что художник никогда не замыкался только в своих национальных рамках. Он любил Москву, Россию, Индию, Италию, другие страны и народы. Живописец и график, нар. худ. СССР (1963), академик АХ СССР (1988). Член КПСС с 1954. Окончил Моск. худ. ин-т (1949), ученик С.В.Герасимова. Жил и работал в Баку. Пейзажи, лирические пейзажно-жанровые полотна, портреты «Вечер» (1947), «Огни Мингечаура» (1948), «Строители счастья» (1951), «На полях Азербайджана» (1963-65, триптих), «Девушки Хачмаса» (1982), серия рисунков «За рекой Аракс» (1950) и др. работы. Автор мемуарной кн. «Глазами бакинца» (1962).