Барсамов Николай Степанович(1892—1976)

Советский художник, искусствовед, педагог, музейный деятель. Директор Феодосийского историко-археологического музея (1923–1936), Феодосийской картинной галереи (1923–1962). Почетный гражданин Феодосии (1962).

Николай Степанович родился 16 (4 по старому стилю)[1] ноября в Тифлисе.

В 1913 году окончил Ростовскую рисовальную школу. Учился в частной школе–студии И. И. Машкова в Москве.

В 1913–1917 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина.

В конце 1910–х – начале 1920–х работал преподавателем рисования в городе Изюм Харьковской губернии, Самаре, художником–ретушером в Москве.

В 1918–1919 годах выступил организатором в Изюме Харьковской губернии картинной галереи.

В 1923 году переезжает в Феодосию.

С 1923 года начинает принимать участие в выставках. Член–учредитель Севастопольской ассоциации художников (1923–1931).

Директор Феодосийского историко-археологического музея (1923–1936), Феодосийской картинной галереи (1923–1962); научный консультант Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского (1962–1976).

Был удостоен звания заслуженного деятеля искусств УССР (1969).

Депутат Горсовета. Почётный гражданин Феодосии (1962).

В 1925–1962 годах преподавал в феодосийской художественной студии, а затем в детской художественной школе. Учениками Н. С. Барсамова были: С. Г. Мамчич, В. А. Соколов, П. К. Столяренко, Н. А. Шорин и др.

 

О деятельности Барсамова

 

Барсамов Николай Степанович (1892—1976) оставил большое творческое наследие. Он автор сюжетных композиций, посвященных событиям Великой Отечественной войны, портретов, пейзажей, многочисленных натюрмортов (последние стали определяющим жанром в его творчестве). Н.С. Барсамов приехал в Крым лишь в 1923 году и в этом же году стал директором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского.

Еще в 1922 году, когда галерея была включена в сеть музеев Народного комиссариата просвещения, был разработан первый перспективный план ее развития, который предусматривал пополнение коллекции (главным образом за счет приобретения произведений раннего периода творчества И.К. Айвазовского). Позже был принят новый перспективный план, предполагающий собирать картины всех русских живописцев, творчески связанных с искусством Айвазовского, учеников, внуков, современников, феодосийских художников М.А.Волошина, К.Ф. Богаевского и других. Пополнять коллекцию планировалось за счет выставок, что и начал делать Н.С.Барсамов, став директором галереи в 1923 году.

Начиная с 1925 года, в Феодосийской картинной галерее регулярно устраивались выставки. На первой, помимо 16 картин И.К. Айвазовского из частных собраний, 34 акварелей и рисунков К.Ф. Богаевского, была представлена 31 акварель М.А. Волошина, а в 1926 году – 24 его работы. М.А. Волошин принимал участие в выставках картин художников Москвы, Ленинграда, Феодосии и других городов, проходивших в галерее в 1927, 1928 и 1929 годах. Н.С. Барсамов помогал ему продавать акварели, представленные на выставках, о чем свидетельствуют письма Максимилиана Александровича, по возможности сам приобретал его работы для Феодосийской галереи. С 1940 года произведения М.А. Волошина были в постоянной экспозиции галереи, вместе с работами М.П. Латри они размещались на балконе

 

О творчестве Барсамова

 

Немало произведений, посвященных Великой Отечественной войне, было создано Николаем Степановичем Барсамовым, почётным гражданином города Феодосии, заслуженным деятелем культуры Украины. Первая картина Н.С. Барсамова, написанная на эту тему, посвящена керченско-феодосийскому десанту, над ней художник начал работать сразу же, как узнал об освобождении десантниками Феодосии. В новогодний вечер 1941 года Барсамовы, находившиеся тогда в Ереване, куда они вывезли коллекцию Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского, вернувшись домой увидели ёлку, украшенную газетой, в которой сообщалось: «30 декабря 1941 года наши десантники вошли и освободили город Феодосию». Газета и ёлка были подарком от директора Симферопольского музея Я.П. Бирзгала, который жил в эвакуации вместе с Барсамовыми. В этот же вечер Николаем Степановичем был сделан эскиз для картины «Десант в Феодосии». Н.С.Барсамов решил показать, как под прикрытием генуэзских башен ведут наступление отряды моряков. Он прекрасно знал и топографию города, и какими злыми могут быть короткие феодосийские зимы с ревущим под тяжёлыми тучами ледяным норд-остом и прибоем потемневшего моря. Пережитое оказалось сильнее воображаемого: картина прежде всего является изображением тревожных зимних сумерек над Феодосийским заливом. Фигурки десантников малы, особенно на фоне моря и заснеженного города, но тем трагичнее кажется вся картина, тем более ощущается мужество этой маленькой группы русских смельчаков.

Другая картина 1942 года – «Враг пришел». В отличие от первой, в которой фигуры растворились в пейзаже, трагедия войны передана в ней через образ человека. Женщина с ребенком на руках и девочка уходят, почти бегут из оставшейся позади деревни. В процессе работы над полотном лицо женщины, первоначально изображённое красивым, становится всё более измученным, искаженным страхом за жизнь детей. Душевная боль матери, ужас девочки, нависшие над их головами тучи и дым пожара обобщённо раскрывают тему бесчеловечной жестокости фашизма. Картина была откликом Барсамова на известие об оккупации Феодосии снова немецко-фашистскими захватчиками. Потрясённый известием о сдаче Севастополя Николай Степанович пишет картину «Стоять насмерть», где убедительно передаёт облик защитников Севастополя, простой и человечный, и их переживания.

Художник был глубоко искренен, создавая эти картины, но все же он почувствовал, что недостаточно знает изображаемые события. Тогда же, в 1943 году, Барсамов решает передать трагическую действительность военных лет в ином аспекте. Он создаёт картину «Письмо родным», которая больше удалась художнику, потому что он изобразил не ней то, что хорошо знал и видел каждый день: госпиталь, раненых, медицинский персонал. Следующая картина «Подарки на фронт» — это по существу натюрморт, в основе которого лежит реальное явление: всенародная забота о фронтовиках.

Вернувшись из эвакуации в Феодосию, Н.С. Барсамов как художник продолжает много работать над военной темой. Замысел первой из картин этой тематики, написанной в Феодосии, возник еще в конце 1944 г. Софья Александровна Барсамова (жена художника) записала: «Зимой 1944 года мы зашли в сад пионеров. Шёл снег, небо было печально. Двое стояли возле обелиска памяти погибшим воинам. Потом они ушли. Мы долго стояли молча. Вечером Н.С. набросал маленький эскиз к будущей картине «У братской могилы». Картина была закончена художником в 1945 году.

Первые впечатления от встречи с разорённой Феодосией лежат также в основе картины «Возвращение». Сам Н.С. Барсамов о создании этой картины писал: «Изо дня в день я наблюдал родной город. В декабре выпал снег, и в белом саване город стал ещё суровее и грустнее. Выбрав свободное время, я взял довольно большой холст и начал писать довольно широкую панораму Феодосии. В мрачном колорите картины я хотел отразить горечь первой встречи с поруганным городом. В процессе работы как-то незаметно «вошли» в пейзаж две скромные женские фигурки, усилившие художественное содержание картины и определившие её название «Возвращение». Разрушенному оккупантами городу посвящены и три крупных пейзажа, написанных художником с натуры. Это «Портовый район после оккупации», «Курортный район после оккупации», «Восход луны в Феодосии» — виды пустынного города с разбитыми домами, разрушенными санаториями, затихшим портом. В них нет ни любования причудливостью развалин, ни чувства безысходности. В третьей картине особенно ясно видно, какую веру в светлое торжество жизни черпал художник в природе. Ещё не погасли последние лучи солнца, а в побледневшем небе уже тихо светится полная луна. В серебристо-розовой тональности всего изображения выступают красноватая черепица крыш, легкая зелень, выросшая на руинах; широко раскинулся дальний берег.

Жилые или портовые сооружения в руинах, поросших травой или прикрытых снегом, не исчерпывают тему города в годы Великой Отечественной войны. Ведь его история создаётся людьми, теми, кто боролся за свободу своей Родины. И художник-патриот в 1945-1948 годах пишет портреты феодосийцев. Образы погибших пришлось воссоздавать по памяти. Именно так был исполнен портрет Вити Коробкова, юного партизана, расстрелянного гестаповцами в возрасте пятнадцати лет. Перед войной мальчик учился живописи у Барсамова. На портрете он изображён таким, каким мечтал стать: художником с палитрой и кистью в руке. Другой портрет изображает партизанку Лиду Прокопенко; её с детских лет знали Барсамовы. Отважная разведчица в апреле 1942 года была схвачена фашистами и зверски замучена. Она изображена не партизанкой, в ватнике и с автоматом, а в пору своей счастливой юности. Девушка стоит с недочитанной книгой в руках возле цветущего миндального дерева, а за ней раскинулся феодосийский берег, залитый весенним солнцем. Весну своей недолгой жизни отдала Родине эта голубоглазая девушка. В портретах командиров партизанских соединений Е.П.Колодяжного, И.С.Мокроуса, А.А.Куликовского и партизанского врача О.Ю.Сухарева прежде всего воплощены живые человеческие черты. Героическое начало угадывается не во внешних признаках, не в позах или каких-либо атрибутах, а в духовной значимости этих людей, их внутренней собранности. В экспозицию включены некоторые пейзажи Н. С. Барсамова. Поэтичен «Восход луны в Феодосии» (1945). На картине изображены Феодосийская бухта, характерные очертания замыкающих ее гор, домики старой части города, спускающиеся к тихому заливу. Пейзаж выполнен художником в бледно-сиреневой цветовой гамме.

Значение исторического полотна приобрела картина Н.С. Барсамова «Возвращение» (1946). Перед нами Феодосия зимы 1944/45 года, суровый, печальный город. Руины домов, остатки вражеских укреплений, холодное зимнее море; снег, изменивший привычный облик города. Все это увидел сам художник, возвратившись в Феодосию после освобождения Крыма, все это — перед глазами героев его картины, женщины и девочки. Их скорбные фигуры, изображенные на первом плане, очень выразительны и имеют в картине большое смысловое значение. Они несут в себе горе и страдания народа, пережившего войну. Сдержан и суров колорит полотна, полно драматизма сочетание холодного снежного покрова с тяжелым оливково-зеленым морем. Ощущение глубокой печали вызывают и силуэты сохранившихся на набережной тополей, и беспокойно мечущиеся над ржавыми корпусами затонувших кораблей чайки. «Возвращение» по праву считается одним из лучших произведений о войне, созданных в Крыму.

Н.С. Барсамов ценил М.А. Волошина как художника. К 1955 году в фондах и экспозиции галереи было уже 40 его произведений (акварели, гуаши, темперы). Часть из них были приобретены у автора (4 акварели в 1928 г. и 12 – в 1929 г.), часть были даром М.А. Волошина галерее (6 работ – в 1929 году). Максимилиан Александрович очень серьезно подходил к подбору работ для галереи. Тщательно отбирал произведения для выставок, так как прекрасно понимал их представительность и еще более ответственно относился к выбору работ переданных в фонды галереи. Произведения, полученные нами от автора, до сих пор одни из лучших в нашей коллекции. Хотя первые работы (8 произведений) попали в галерею еще в 1921 – 1923 годах из Феодосии, Шейх-Мамая от потомков И.К. Айвазовского, когда те эмигрировали заграницу. Последнее большое поступление при Н.С. Барсамове было в 1944 и 1945 годах.

В 1961 году сожалея, что не написал его портрет, Н.С. Барсамов решил запечатлеть интерьеры тех комнат, в которых поэт и художник работал, отдыхал, встречался со своими многочисленными гостями. Софья Александровна (жена Н.С. Барсамова) вспоминала об этой его работе: «Прошлое лето мы отдыхали в Доме творчества в Коктебеле. В продолжение двух недель с десяти часов утра Николай Степанович уходил писать интерьеры в доме Волошина. Ровно в десять мы входили по узенькой лестнице, приветствовали Марию Степановну, которая со свойственной ей подозрительностью глядела на нас, но, как умная женщина предоставляла возможность работать. Почти никто не входил в большую мастерскую Макса, разве забредут по желанию Марии Степановны любители поэзии Волошина, и опять тишина».

Тогда Н.С. Барсамов написал три интерьера, запечатлевших знаменитую волошинскую мастерскую с разных ракурсов и один, изображавший комнату внизу. В центре одной из этих работ окно мастерской, в котором виден величественный Карадаг, всегда бывший у поэта перед глазами, в восточных отрогах которого читается его профиль. Мягким отраженным светом освещены в мастерской М.А. Волошина простой деревянный стол, маска Гомера, дорогие сердцу мелочи и всюду книги. Другой интерьер той же мастерской с большим диваном и пейзажем К.Ф. Богаевского на стене освещен прямо и сильно. В третьем – книги, живописные и скульптурные портреты Волошина, сухие травы и цветы в вазах и над всем эти огромный лик царицы Таиах, скульптурная голова задумчиво улыбающейся древнеегипетской принцессы, ставшей почти символом дома Волошина. В те дни Н.С. Барсамовым были написаны этюды Коктебеля, солнечные и воздушные, выполненные в едином колористическом ключе, в них художнику прекрасно удаётся передать неброскую красоту Коктебельской земли, которую так любил М.А. Волошин.

Работая директором Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского, Н.С. Барсамов не только приобретал работы современных ему художников, расширяя экспозицию галереи и пополняя фонды, пропагандировал их творчество, посвящая им свои искусствоведческие статьи. М.А. Волошин не был исключением. Ему посвящены отдельные главы в книгах Н.С. Барсамова «Айвазовский в Крыму» («Крым», Симферополь, 1967 г.) и «45 лет галерее им. И.К. Айвазовского» («Крым», Симферополь, 1971 г.). Николай Степанович также писал портреты художников, связанных с галереей. Большинство этих произведений хранится в наших фондах. Им были написаны живописные портреты художников Э. Исабекяна, А.В. Куприна, К.Ф. Богаевского и графические И.К. Айвазовского, М.Н. Воробьёва, Н.Н. Дубовского, И.П. Похитонова, Пантелеева. Но портрет М.А. Волошина Николай Степанович написать так и не собрался.

Среди произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, выделяется натюрморт 1967 года, посвященный памяти сына Барсамовых, погибшего в годы войны. Сложная композиция картины составлена из предметов военного быта. Пилотка, винтовочные патроны, письма с фронта (солдатские треугольники), полевой бинокль сочетаются, как бы вторгаясь в них, с предметами мирного времени – палитрой, кистями, красками, свитками нот и книгами. А над всем этим возвышается скульптура «Скорбящая мать», выполненная феодосийским скульптором П. И. Сытниковым. В глубине фона читаются ставшие символическими строки: «Никто не забыт, ничто не забыто».

В 1962 году Н.С. Барсамов ушел на пенсию, хотя оставался консультантом картинной галереи им. И.К. Айвазовского до самой смерти в 1976. В галерее продолжалась работа, начатая Николаем Степановичем, по сбору произведений художников, творчески связанных с И.К. Айвазовским. В художественной студии у Н.С. Барсамова учились П.К. Столяренко, С.Г. Мамчич, В.А. Соколов, Н.А. Шорин и другие крымские художники.

Меню