Французская художница русского происхождения. С 1870 жила во Франции. Училась у художников Ф. Бенза в Ницце, В.А. Котарбинского Котарбинский Василий (Милош, Вильгельм) Александрович [1849—1921] Русский живописец, монументалист. С 1905 года академик. Принимал участие в росписи собора Святого Владимира в Киеве (1887-1895). Живописные работы художника внешне красивы, он часто выбирает сюжеты из мифологии и Библии. … в Риме, с 1877 в академии Р. Жюльена в Париже у Т. Робер-Флери. Участница выставок Парижского Салона. Член французского «Общества женщин-художниц и скульпторов»
Мария Константиновна Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов. Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.
Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах «Жан и ЖакЖан и Жак. 1883Холст, масло, 115 x 155Частная коллекция» (1883), «ВстречаВстреча. 1884Холст, масло, 177 x 193Музей Орсе (Musee d’Orsay)» (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.
Среди наиболее известных полотен — «Дождевой зонтикДождевой зонт. 1883Холст, масло, 74 х 93Государственный Русский музей», «Три улыбкиТри улыбки. Улыбка девочки. 1883Холст, масло, 55 х 46Государственный Русский музей», «ОсеньОсень. 1884Холст, масло, 117 x 97Государственный Русский музей» (все 1883), находящиеся ныне в Государственном Русском Музее. В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой — французского художника Ж. Бастьен-Ленажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество.
Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано. С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати. «Дневник Марии Башкирцевой» впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.