Бехтеев Владимир Георгиевич(1878—1971)

Русский и советский художник, книжный график. Участвовал в выставках объединения «Бубновый валет», был соучредителем Нового мюнхенского художественного объединения вместе с Кандинским Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса…., А.Явленским Явленский Алексей Георгиевич [1864—1941] Русский художник -экспрессионист, совместно с один из основателей мюнхенского Нового художественного общества. Входил в группу «Синий всадник»…., М.Верёвкиной Веревкина Марианна Владимировна [1860—1938] Русская художница. Знаковая фигура экспрессионистского течения в живописи. Одна из основательниц первой мюнхенской группы авангардистов, в которую кроме нее вошли , , Габриель Мюнтер, австриец Альфред Кубин…. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

 Бехтеев окончил кавалерийское училище в Петербурге и несколько лет прослужил в Митавском полку. Несмотря на то, что его ждала блестящая военная карьера, он в в 1901 году неожиданно вышел в отставку в чине поручика и уехал в Мюнхен. Здесь он активно занимался живописью и сошёлся с членами «Нового мюнхенского объединения художников», вошёл в круг В.Кандинского Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса…., А.Явленского Явленский Алексей Георгиевич [1864—1941] Русский художник -экспрессионист, совместно с один из основателей мюнхенского Нового художественного общества. Входил в группу «Синий всадник»…., М.Верёвкиной Веревкина Марианна Владимировна [1860—1938] Русская художница. Знаковая фигура экспрессионистского течения в живописи. Одна из основательниц первой мюнхенской группы авангардистов, в которую кроме нее вошли , , Габриель Мюнтер, австриец Альфред Кубин…. Его работы того периода имеют авангардный характер, но в них прослеживается влияние «мирискусничества». В этом смысле характерен эскиз панно «Золотые яблоки». Бехтеев участвовал в первой выставке «Бубнового валета» в Москве, выступал в галерее «Штурм» в Берлине, участвовал в выставке мюнхенского «Синего всадника», принципы которого Владимир Бехтеев пронёс через всю свою творческую жизнь, сперва открыто, а после революции завуалированно и затаенно.
 В Советской России Владимир Бехтеев сначала работает скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году становится главным художником Первого государственного цирка в Москве. Его работы того периода — это красочные эскизы костюмов цирковых артистов, зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями, цирковые афиши и плакаты.
 В 1930-е годы художник создаёт много станковых работ, посвящённых трудящимся, метростроевцам, есть и бытовые сцены («На базаре»). Сохранилось большое количество южных пейзажей, привезенных из командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу.
 Бехтеев много и успешно трудился в книжной графике. Он проиллюстрировал «Финикийский корабль» и «Огни на курганах» В. Яна, «Роман леди Байрон» Э. Мейн, «Девица Мопен» Т. Готье, «Жан Сбогар» Ш. Нодье, «Дафнис и Хлоя» Лонга. Особенно выдающимися признаны его иллюстрации к японским сказкам. В 1936—45 создал 20 иллюстраций к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова. В 1939—40 иллюстрирует и другие произведения Лермонтова: «Княгиня Лиговская», «Демон», «Мцыри», «Беглец», неоконченную повесть «Штосс», стихотворение «Как часто…». Кроме того, Бехтеев создал ряд заставок к английским и французским изданиям «Героя нашего времени» (оба издания — 1947), цветную акварель «Лермонтов у Краевского» и акварельный портрет Лермонтова (1951).
 В 1939 году Владимир Бехтеев попал в маленький казахском городок Чимкент и остался здесь до 1945 года. В Казахстане он создал одну из своих самых замечательных, самых впечатляющих серий акварельных пейзажей, жанровых сцен и портретов местных жителей-казахов.
 По возвращении в Москву художник продолжает активную работу над иллюстрированием книг, создает большую графическую «Прибалтийскую серию».
 В 1955 году в Москве прошла первая персональная выставка работ Владимира Бехтеева, а затем, уже в шестидесятые годы, еще и в Ленинграде, Киеве, и снова в Москве. В 1966 году весьма знаменательным стало участие художника в выставке «Синий всадник» в Ленинграде и Мюнхене. Это явилось для художника знаковым событием. Он начал свой творческий путь в «Синем всаднике», им же его и заканчивал.
 Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Оригиналы иллюстраций Бехтеева находятся в ГЛМ, музеях «Домик Лермонтова» и «Тарханы», в ИРЛИ, в семье художника.

Меню