Чехонин Сергей Васильевич(1878—1936)

Выдающийся русский и советский художник. Мастер книжной графики. Известен своими росписями по фарфору.

Выдающийся русский и советский художник Сергей Васильевич Чехонин Чехонин Сергей Васильевич [1878—1936] Выдающийся русский и советский художник. Мастер книжной графики. Известен своими росписями по фарфору…. родился 14 февраля в семье машиниста Николаевской железной дороги. С пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертежником и кассиром на пароходной станции.

Переехал в Петербург. Учился в Рисовальной школе при ОПХ (1896—1897) и школе М.К. Тенишевой  у И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… (1897—1900), а кроме того, основательно изучал искусство керамики.
И начинал он свой творческий путь как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала века (в частности, гостиницы «Метрополь» в Москве).
Ненасытная любознательность заставила его освоить некоторые другие декоративные ремесла — оформление интерьеров, роспись по фарфору, финифть, миниатюрную живопись, и все настолько основательно, что едва ли не в каждой из этих областей он сумел оставить заметный след.

С 1902 по 1907 год занимался керамикой на Художественном гончарном заводе С.И. Мамонтова в Москве под руководством П.К. Ваулина, а с 1907 по 1914 — в мастерской «Гольдвейн и Ваулин» под Петербургом.  Был руководителем учебно-показательных мастерскимх по финифтяному производству в Ростове Ярославской губернии и Торжке (1913—1917).

Выполнил майоликовые панно для церкви к 300-летию дома Романовых в Москве и лейб-гвардии Московского полка в Петербурге (1912—1915).
Не довольствуясь достигнутым, Чехонин обратился к графике. Сначала он сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах первой русской революции, потом занялся оформлением книг, и очень успешно: в 1910-х гг. он оказался одним из тех немногих мастеров, чье творчество определяло высокий уровень русского книжного искусства (обложки книг М. Моравской «Апельсиновые корки», 1914; С. Маковского и Н. Радлова «Современная русская графика», 1917, и др.). Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Сергей Чехонин Чехонин Сергей Васильевич [1878—1936] Выдающийся русский и советский художник. Мастер книжной графики. Известен своими росписями по фарфору…., наряду с Д.И. Митрохиным и Г.И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» «мирискусников», поднявшему книжную графику на новую высоту. Виртуозный мастер, декоративист и эстет, он своим эффектным и утонченным стилем сумел ответить на запросы элитной части русского общества и стал популярным, даже модным.
Но парадоксальным образом Чехонин смог оказаться нужным и новому обществу, после того как разразилась социальная катастрофа 1917-го. Жизнь его была теперь еще насыщеннее.

С 1917 по 1920-е годы преподавал в Центральном училище технического рисования А.Л. Штиглица в Петрограде.

Служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918—1923 и 1925—1927). Руководитель худудожественной части «Новгубфарфора» (Волховский фарфоро-фаянсовый завод) (1923—1925). Однако главным для него по-прежнему оставалось собственное творчество. Он заметно изменил свой стиль, привнеся в него динамичность и взволнованность. Этот новый стиль — «советский ампир» (по остроумному определению искусствоведа А.М. Эфроса) — Чехонин использовал во всем, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике и в многочисленных росписях по фарфору, которые составили интереснейшую страницу в истории этого искусства.
Он снова оказался модным, его работы порождали массу подражаний, за ним следовали многие профессиональные художники, и сотни непрофессиональных оформителей тиражировали его находки по всей стране в бесчисленных лозунгах, транспарантах, заголовках газет и журналов и т. д. С новым чехонинским стилем стала прочно ассоциироваться революционная эпоха — драматичная, но еще способная пробуждать патетические чувства.

С 1908 года участтвовал в свыше 50 российских и зарубежных выставках: в Лейпциге (1914), Берлине и Флоренции (1922), Нью-Йорке (1924). На выставке в Париже работы Чехонина удостоились двух золотых медалей (1925).

В 1928 году Чехонин уехал из России. Жил во Франции и Германии, был все так же неутомим, много работал в театре, почти не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, зато отлично освоил декоративную роспись тканей, даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани.

Умер  23 февраля 1936года в городе Лёррах, Германия.

Меню