Чистяков Павел Петрович(1832—1919)

Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — И.Е. Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, В.И. Суриков Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в «Союз русских художников». С 1895 г. был …, В.М. Васнецов, В.А. Серов Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок…., М.А. Врубель Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой… и многие другие известные художники. Чистяков. бывал со студентами на «Академической даче», Красном Холме, где написал картину «Нищие дети» (1860-1961, ГРМ). В Твер. обл. карт. гал. «Портрет старухи» (1871) и «Стоящий священник» (1863-1964). 

Родился Чистяков в семье крепостного, служившего управляющим имением. При крещении за заслуги отца получил вольную.

Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться рисованием. В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в классе исторической живописи П.В. Басина.

В 1861 г. за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного…» получил большую золотую медаль. Композиция этой картины построена подобно мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей исторической ролью. Психологическая характеристика действия продемонстрировала новые возможности исторической живописи, свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу обратили внимание, а В.В. Стасов назвал ее «блестящей».

Осенью 1862 г. Чистяков отправился в пенсионерскую поездку. В Италии он приступил к сочинению картины па сюжет из Тацита «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», в которой обратился к сложной пластической задаче: чувственная жизнь перед лицом смерти. Работа осталась незавершенной; более того, она стала своеобразным символом творческой судьбы Чистякова — художника, знающего, что нужно сделать, но не достигающего этого в своих произведениях. К картине были написаны многочисленные этюды и эскизы. В них, особенно в выполненных акварелью, любовь к которой он впоследствии привил и своим ученикам, заметно влияние живописи А.А. Иванова Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину «Иосиф толкует сны…. В выборе моделей для ряда портретных этюдов проявился социальный пафос мастера, чуждый традиционным представлениям о «прекрасной» Италии.

После возвращения в Петербург в 1870 г. Чистяков за четыре работы (в их числе «Римский нищий», 1867), получил звание академика. Последствия перенесенной в Италии болезни осложняли занятия живописью.

Меню