Дионисий(1440—1503)

Крупнейший русский иконописец, монументалист.

Крупнейшим представителем Московской школы живописи конца XV века был Дионисий. В отличие от Андрея Рублёва Рублёв Андрей [1370—1410] Виднейший русский иконописец, мастер книжной миниатюры и монументальной живописи…. Дионисий не был иноком. Его два сына — Владимир и Феодосии — также были живописцами и позже помогали ему в его работах.
Ранний период творчества мастера, приходящийся на 60—70-е годы, проходит в Пафнутьево-Боровском монастыре под Москвой. Из многочисленных работ, созданных им в эти годы, ничего не сохранилось. Есть основания относить к этому периоду творчества мастера большие иконы митрополитов Петра с житиемМитрополит Петр с житием. 80-е годы XV векаДерево, темпера, 197×151Успенский собор в Московском Кремле (Успенский собор) и Алексия с житиемМитрополит Алексий с житием. Конец XV — начало XVI вв.Дерево, темпера, 197 х 152Государственная Третьяковская галерея (Третьяковская галлерея). В среднике каждой иконы представлена фигура митрополита в полном облачении. В одной руке он держит евангелие, другой — благословляет. Торжественная поза, ритуальный жест придают фигуре митрополита царственное величие. В годы, когда создавались эти иконы, художник был, очевидно, близок к тем кругам русской церкви, которые пытались противопоставить политическому авторитету великого князя духовный авторитет митрополита.
Средник в обеих иконах окружен клеймами. В них помешены сцены из жития митрополитов, выступающих в роли мудрых правителей церкви и принимающих непосредственное участие в государственной деятельности. В одной из сцен показано, как великий князь, преклонив колена, просит митрополита Алексея отправиться в Орду для того, чтобы наладить обострившиеся отношения; в другой — как митрополит является к хану и исцеляет больную ханшу Тайдулу; в третьем клейме показана торжественная встреча митрополита, благополучно вернувшегося из Орды.
В ряде клейм митрополит изображен как основатель и строитель монастырей и храмов. Фигура его в светлом саккосе (вид облачения) с темно-впшневыми крестами помещена на светлозеленом фоне, и это придает всей иконе торжественный, праздничный характер. Высокие и стройные фигтры клейм, медленные, ритмически размеренные жесты, архитектура, простая и строгая по формам, Заполняющая зачастую весь фон, пейзаж с грядами далеких светлых горок, тонкими деревьями, цветами и травами, обилие светлых тонов: бледнорозового, бледно-зеленого, желтоватого — все это рождает впечатление светлого простора и ясной гармонии.
В 80-х годах Дионисия, уже прославившегося своими работами в монастыре Пафнутия, вызывают в Москву ко двору великого князя. Здесь он выполняет ряд заказов, связанных с только что одержанной в 1480 году победой русских над войском татарского хана Ахмета. В летописи говорится о большом многоярусном иконостасе, написанном мастером в 1481 году в кремлевский Успенский собор и об иконостасе, исполненном им в следующем году по заказу углицкого князя Андрея. Обе эти работы не сохранились.
Конец 80-х годов и, по-видимому, 90-е годы Дионисий работает в придворном Иосифо-Волоколамском монастыре. Сохранились сведения о росписи монастырской церкви, выполненной артелью мастеров под руководством Дионисия, большом четырехъярусном иконостасе и множестве икон, написанных в монастыре Дионисием и его учениками.
Из всего этого обилия икон и фресок, выполненных мастером в 80—90-х годах, сохранилась только икона «ОдигитрияБогоматерь Одигитрия. 1482Дерево, темпера, 135 х 111Государственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галлерея), написанная на обгоревшей во время пожара доске византийской иконы Богоматери. По сравнению е другими достоверными произведениями Дионисия эта икона, написанная в строгих традициях византийской живописи, кажется несколько суховатой и официальной. Церемониально-торжественный характер образа навеян, по-видимому, вновь слагавшимися представлениями о величии и недосягаемости  царской власти.
В последние годы жизни Дионисием совместно с двумя его сыновьями и артелью художников была исполнена роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыреПохвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Начало XVI векаТемпера. Эта роспись посвящена теме похвалы Богородице.
В трех больших люнетах центральной части храма представлены крупные торжественные композиции: «Собор Богородицы», «Похвала Богородице» и «Покров Богородицы». В центре каждой из них помещена фигура Богоматери, величественно восседающей с младенцем на коленях или же стоящей с покровом в руках на фоне высокого пятиглавого собора. Вокруг многолюдными группами расположились славословящие Богоматерь святые и простые смертные. Яркие, красочные сочетания, пестрые узоры одежд и архитектуры, радужный многоцветный ореол вокруг фигуры Богоматери, множество цветов и трав создают впечатление праздничное, торжественное.
Во втором ярусе фресок, тянущихся по стенам и столбам центральной части храма, подробно иллюстрирован Акафист Богородице. Повторяющийся в каждой композиции стройный темно-вишневый силуэт ее фигуры на фоне бледно-розовых и золотисто-охристых горок или зданий придает всему циклу фресок смысловое и композиционное единство.
По плоскостям арок расположены целые гирлянды разноцветных круглых медальонов с погрудными изображениями святых. Снизу они составляют красивый узор и усиливают общее впечатление нарядности и праздничности. На сводах боковых приделов идущие в два яруса евангельские сцены завершаются группами фигур, размещенных полукругом за пиршественными столами.
Утром и вечером, когда солнце заглядывает в узкие окна храма и зажигает янтарем тусклую охру фресок, роспись производит впечатление особенно торжественного и радостного славословия в красках. Это и составляет главное содержание всей росписи.
Значительная часть ферапонтовских фресок до сих пор остается под поздней записью, и поэтому судить об их художественных качествах в настоящее время трудно. Менее других были «поновлены» росписи на сводах. По-видимому, в своем первоначальном виде сохранилась также роспись портала. Однако, несмотря на некоторые позднейшие искажения, фрески ясно обнаруживают различные художественные «манеры». Те из них, которые были написаны самим мастером, поражают совершенством своего исполнения. К ним в первую очередь следует отнести портальную фреску, изображающую   «Рождество Богородицы», а также ряд фресок внутри храма на евангельские темы. Выполненные учениками фрески в глубине боковых приделов производят более слабое впечатление. Особенно это относится к росписи южного придела, посвященного святому Николаю.
Искусство Дионисия при всем его великолепии все же утрачивает некоторые Замечательные качества искусства рублевской поры. В фигурах его икон и фресок чувствуется излишняя хрупкость и утонченность, их лица однообразны и потому маловыразительны, а очертания порой кажутся застывшими и почти геометрически отвлеченными. Некоторый схематизм дает о себе знать уже в ранних иконах митрополитов, где жесткие и прямые линии одежд словно вычерчены по линейке. В яркой цветистости ферапонтовских фресок, в обилии орнамента обнаруживается некоторое безразличие к смысловой стороне росписи, в ней начинает преобладать декоративность.
На иконе «Спас в силахСпас в силах. 1500Дерево, темпера, 192 × 130Государственная Третьяковская галерея» из иконостаса Павло-Обнорского монастыря сохранились подпись Дионисия и дата исполнения иконы — 1500 год. В Третьяковской галлерее хранится икона «РаспятиеРаспятие. 1500Дерево, темпера, 85 х 52Государственная Третьяковская галерея» из того же «иконостасного чина», которую, по-видимому, также следует приписать кисти Дионисия. Это «Распятие» с его подчеркнуто вытянутой фигурой Христа, очерченной плавной линией, и тонкими, хрупкими фигурами Богоматери и воинов наряду е фресками Ферапонтова монастыря характеризует стиль позднего Дионисия.
Близка к творчеству Дионисия и икона «ШестодневШестоднев. Дерево, темпераГосударственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галлерея). В верхней части ее представлены шесть праздников, а внизу — группы молящихся, стройные фигуры которых кажутся нарисованными искусным миниатюристом. Складки их белых одежд очерчены тонкими цветными контурами. Таким же миниатюрным письмом написана и большая икона «Страшный судСтрашный суд. Дерево, темпераУспенский собор в Московском Кремле», хранящаяся в Московском Успенском соборе. Охваченные единым порывом, толпы молящихся в белых одеждах склоняются перед агнцем. Вокруг нпх развертываются страшные видения Апокалипсиса. Высятся стены белокаменных городов, над ними витают ангелы, их полупрозрачные фигуры, как бы нарисованные пером и слегка подкрашенные акварелью, контрастируют с черными и темно-коричневыми фигурами демонов. Икона в целом производит впечатление увеличенной миниатюры.

Меню