Биографии

Экстер (Григорович) Александра Александровна(1882—1949)


Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие  кубофутуризм. Родилась в Белостоке в 1882 году. С 1907 года периодически бывала в Париже, где дружила с Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом и другими значительными фигурами авангардного искусства. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как  "Бубновый валет",  "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5×5=25», «№ 4» и др. В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича. Несомненной удачей художницы стала ее работа в Московском Камерном театре, где она выполнила росписи вестибюля театра и занавес, разрабатывала декорации и костюмы к спектаклям. После Революции принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 г., по её эскизам шили парадную форму для Красной Армии. В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. Скончалась в 1949 году.

А. А. Экстер (девичья фамилия  Григорович) родилась в Украине в Белостоке в чиновничьей семье 6 января 1882 года. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г. она вышла замуж за своего кузена, преуспевающего адвоката Н. Е. Экстера. Талантливая, красивая, всегда доброжелательная и приветливая, Александра привлекала к себе художников и людей искусства, её дом стал центром киевской художественной жизни. Материальное благополучие позволяло художнице часто бывать в Париже, откуда она привозила идеи и новейшие веяния в изобразительном искусстве: фовизм, экспрессионизм и кубизм. Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале  ХХ века. Однако художница не следовала слепо западным влияниям. То, что она узнавала, она пропускала через себя, через призму своего таланта и воображения. Кубизм с его логичными ясными формами оказался близок художнице, но она переработала его в нечто своё, создав свой, "экстеровский" вариант кубизма — кубофутуризм, который стал визитной карточкой её стиля  и принёс ей известность. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - поетом и идейным вдохновителем нового искусства Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. Брак супругов Экстер был счастливым, но недолгим: в 1908 году Н. Е. Экстер ушёл из жизни. После смерти мужа художница осталась без средств к существованию, без жилья и даже потеряла свои картины, которые ей не вернул свёкр. Выручала преподавательская деятельность и театральные заказы. Она преподавала в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. Экстер работала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". Ранние работы Экстер написаны в стиле импрессионизма, а позднее художница пришла к  футуризму и кубизму. Часто она применяла  технику коллажа.  В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она занялась прикладными искусствами, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, костюмы и декорации к драме "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Художница всецело отдавала себя этой работе. В 1923 году она писала режиссеру А. Таирову: «Я перенесла макет сцены в спальню, чтобы думать о спектакле даже во сне...» После премьеры А.Эфрос писал: «Спектакль прошел бы и совсем бесследно, если бы… Внутренний облик театра к этой премьере принял необычный вид. Вестибюль, лестница, фойе, наконец, самый портал сцены были покрыты сплошной, цепкой, добротной кубофутуристической живописью… Сдвиги и разрывы росписей Экстер, сделанные с горячей, скажу — страстной убежденностью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале"… Яркое, эффектное оформление Экстер затмило и постановку, и игру актёров, в том числе примадонны Алисы Коонен, которая была женой Таирова. Она не простила художнице столь ошеломляющего успеха. Таиров прекратил с Экстер всякое сотрудничество, что вызвало у художницы глубокую депрессию, так как она преклонялась перед ним и его творчеством. Эта личная драма явилась одной из причин, по которой художница решилась уехать жить за границу. В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана. В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. До конца жизни её не покидает тоска по родной Украине. Она вспоминает, как в 1919 году вместе с товарищами писала этюды на Трухановом острове рано утром, «когда светило в этот ранний час, искупавшись в Днепре, бодро, свежо идет вглубь всей Украины». Художница скончалась в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949.

Название : Триптих

Материал : Картон, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Эскиз костюма. Гречанка

Материал : Бумага, акварель, гуашь, карандаш

Размер : 47 х 32

Собрание : Частная коллекция

Название : Балерина

Материал : Бумага на картоне, масло, гуашь, карандаш

Размер : 52 х 37

Собрание : Частная коллекция

Название : Эскиз к «Ромео и Джульете»

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь, карандаш

Размер : 61,3 x 44

Собрание : Частная коллекция

Название : Ширма «Нарцисс»

Материал : Фанера, масло

Размер : 98 х 198

Собрание : Частная коллекция

Название : Композиция

Размер : 100 х 81

Название : Городской пейзаж

Название : Склон на берегу Сены

Название : Эскиз костюма к постановке "Семеро против Фив"

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 48,5 х 31

Собрание : Частное собрание

Название : Натюрморт с грушами

Материал : Холст, масло

Размер : 39,5 х 49,5

Собрание : Частное собрание

Название : Натюрморт

Материал : Холст, темпера, коллаж

Размер : 50 х 36

Собрание : Частная коллекция

Название : Танцоры на пляже

Материал : Холст, масло

Размер : 81 х 65

Собрание : Частная коллекция

Название : Иллюстрация к "Сафо. Поэмы"

Год создания : 1944

Материал : Гуашь, тушь, бумага

Собрание : Частное собрание

Название : Иллюстрация к "Сафо. Поэмы"

Год создания : 1944

Материал : Гуашь, тушь, бумага

Собрание : Частное собрание

Название : Иллюстрации к "Сафо. Поэмы"

Год создания : 1944

Материал : Гуашь, тушь, бумага

Собрание : Частное собрание

Название : Натюрморт

Материал : Холст, масло

Название : Берега Сены

Год создания : 1912

Материал : Холст, масло

Название : Город

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло

Название : Цветовая динамика

Год создания : 1916

Материал : Холст, масло

Название : Беспредметное

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло

Название : Фризовая композиция. Фрагмент

Год создания : 1916

Материал : Холст, масло

Название : Композиция

Год создания : 1914

Материал : Холст, масло

Название : Фризовая композиция. Фрагмент

Год создания : 1916

Материал : Холст, масло

Название : Женский костюм

Год создания : 1918

Материал : Бумага, акварель

Название : Женский костюм

Год создания : 1920

Материал : Бумага, гуашь

Название : Женский костюм

Год создания : 1920

Материал : Бумага, гуашь

Название : Мужской костюм

Год создания : 1920

Материал : Бумага, гуашь

Название : Мужской костюм

Год создания : 1920

Материал : Бумага, гуашь

Название : Эскиз костюма

Название : Женский портрет

Материал : Холст, масло

Название : Пейзаж во Франции

Материал : Холст, масло

Название : Дон-Жуан. Из альбома «Театр Декорации»

Год создания : 1930

Название : Натюрморт с вазой и цветами

Год создания : 1908

Материал : Холст, масло

Название : Натюрморт

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Название : Натюрморт с фруктами

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Название : Три женщины

Год создания : 1910

Материал : Холст, масло

Название : Морской пейзаж

Год создания : 1910

Материал : Бумага, акварель

Название : В кафе

Год создания : 1928

Название : На берегу моря

Название : Натюрморт на фоне пейзажа

Год создания : 1930-е

Материал : Холст, масло

Название : Орфей и Эвридика

Год создания : 1930-е

Название : Эскиз костюма

Название : Эскиз костюма

Год создания : 1926

Название : Композиция

Год создания : 1922

Материал : Холст, масло

Название : Цветовая конструкция

Год создания : 1922

Материал : Холст, масло

Название : Без названия

Год создания : 1922

Материал : Холст, масло

Название : Движение цвета по конструкции

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Название : Цветовая конструкция

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Название : Цветовая конструкция

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Название : Маленькая Франция

Материал : Холст, масло

Название : Танец семи вуалей. Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея». Для Московского Камерного театра

Год создания : 1917

Материал : Бумага, гуашь

Название : Флоренция

Год создания : 1914

Материал : Холст, масло

Название : Эскиз костюма к постановке "Ромео и Джульетта"

Год создания : 1920

Материал : Бумага, акварель

Название : Вино

Год создания : 1914

Материал : Холст, масло

Название : Композиция

Год создания : 1912

Название : Натюрморт

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло

Название : Натюрморт с яйцом

Год создания : 1915

Материал : Холст, масло

Название : Мост

Год создания : 1912

Название : Вид Парижа

Год создания : 1912

Материал : Холст, масло

Название : Эскиз к постановке "Ромео и Джульетта". Первая маска на балу

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Название : Эскиз оформления сцены дуэли в спектакле "Отелло"

Год создания : 1927

Название : Эскиз костюма Ромео

Год создания : 1920

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 54 х 35

Собрание : Частная коллекция

Название : Сириец. Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея». Для Московского Камерного театра

Год создания : 1917

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 68 х 44

Название : Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея». Для Московского камерного театра

Год создания : 1917

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 66 х 52

Название : Иудеи. Эскиз костюма к трагедии О. Уальда "Саломея". Для Московского Камерного театра

Год создания : 1917

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 68 х 52

Название : Иродиада. Эскиз костюма к трагедии О. Уальда "Саломея".Для Московского Камерного театра

Год создания : 1917

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 69 х 54

Название : Первая сцена. Эскиз декорации к трагедии О. Уайльда «Саломея». Для Московского Камерного театра

Год создания : 1917

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 22 х 30

Название : Джульетта. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Московский Камерный театр

Год создания : 1921

Материал : Бумага, акварель

Размер : 52 х 34

Название : Чиновники. Эскизы костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» по комедии Сухово-Кобылина. Первая студия МХТ

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 45 х 35

Название : Меркуцио. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Московский Камерный театр

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 54 х 35

Название : Дама на балу. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Московский Камерный театр

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 50 х 36

Название : Бенволио. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Московский Камерный театр

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 54 х 37

Название : Тибальд. Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Московский Камерный театр

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 54 х 34

Название : Занавес. Эскиз к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Московский Камерный театр

Год создания : 1921

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 46 х 59

Название : Эскиз костюма женщины в юбке с фижмами к спектаклю по пьесе П. Кальдерона «Дама-Неведимка»

Год создания : 1924

Название : Аэлита. Эскиз костюма к кинофильму«Аэлита» по роману А. Толстого. «Межрабпом»

Год создания : 1924

Размер : 68 х 46

Название : Оперетта. Эскиз декорации. Листы из альбома «Александра Экстер. Театральные декорации». Париж

Год создания : 1930

Размер : 33 х 50

Название : Цирк. Эскиз декорации. Листы из альбома «Александра Экстер. Театральные декорации». Париж

Год создания : 1930

Размер : 33 х 50

Название : Ревю. Эскиз декорации. Листы из альбома «Александра Экстер. Театральные декорации». Париж

Год создания : 1930

Размер : 33 х 50

Название : Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»

Год создания : 1942

Материал : Бумага, гуашь

Название : Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»

Год создания : 1942

Материал : Бумага, гуашь

Название : Иллюстрация к книге Сафо «Стихи»

Год создания : 1942

Материал : Бумага, гуашь

Название : Эскиз занавеса и портала сцены Московского Камерного театра

Год создания : 1916

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 53 х 73

Название : Вакханка. Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифарэд» по пьесе И. Анненского. Московский Камерный театр

Год создания : 1916

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 47 х 41

Название : Сатир. Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского. Московский Камерный театр

Год создания : 1916

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 50 х 42

Название : Афиша к спектаклю «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского

Год создания : 1916

Материал : Бумага, гуашь

Размер : 100 х 70

Название : Материнство

Материал : Холст, масло

Название : Пикник на пляже

Год создания : 1928

Материал : Холст, масло

Название : Натюрморт

Материал : Холст, масло

Название : Город ночью

Год создания : 1919

Материал : Холст, масло

Название : Конструктивный натюрморт

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: