Русский художник. Модельер, график, сценограф.
Представитель старинного рода, ведущего начало от татарского хана Тырта. Сын Петра Ивановича Тыртова, потомственного морского офицера, начальника Морского инженерного училища. В 1900 с матерью и сестрой посетил Всемирную выставку в Париже. Был представлен И. Е. Репину и получил у него первый урок живописи. В 1910 занимался у художника Д. Е. Лосевского.
В 1912, по окончании гимназии, отказался от традиционной для семьи военной карьеры и, с разрешения отца, уехал из России. (В 1923 с помощью Красного Креста и American Relief Administration вывез родителей из СССР.) Обосновавшись в Париже, стал корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды». Недолго посещал академию Р. Жюльена (класс исторической живописи Ж.-П. Лорана), затем занимался самостоятельно. Принял псевдоним «Эрте» (по первым буквам имени и фамилии), чтобы не «позорить» семью. В 1913 начал работать у кутюрье Поля Пуаре вместе с художниками Жозе Зимора и Полем Ирибом. Выполнил первые работы для сцены, в том числе костюмы для спектакля Маты Хари «Минарет» в театре «Renaissance». С началом Первой мировой войны перебрался в Монте-Карло.
В 1915 заключил долгосрочный контракт с американским журналом «Harper’s Bazaar», для которого в последующие 22 года оформил более ста обложек. Рисовал также для американских журналов «Vogue», «Cosmopolitan», «Womens’s Home Journal», «Delineator», для английских «The Sketch», «Illustrated London News», парижских «Femina», «La Gazette du Bon Ton» и «Plaisir de France».
В 1917–1927 оформлял спектакли и создавал костюмы для мюзик-холла «Folies Bergère». В 1922 получил предложение С. П. Дягилева оформить «Спящую красавицу» П. И. Чайковского, но отклонил его из-за более выгодного контракта в США. С 1925 работал по контракту с голливудской студией «Metro Goldwin Mayer», сотрудничал со звездами немого кино Лилиан Гиш и Мей Мюррей. Исполнял эскизы декораций и костюмов для бродвейских мюзик-холлов и Чикагской оперы. Создавал костюмы для балетных номеров Анны Павловой. В 1927 оформлял номера для Жозефин Бекер в парижском мюзик-холле «Ба-та-клан». В 1933 начал многолетнее сотрудничество с парижским варьете «Баль Табарэн».
В 1920–1930-е разрабатывал рисунки для тканей, создавал модели верхней одежды, обуви и аксессуаров в духе ар деко; сотрудничал с ведущими американскими модными салонами. С 1929 выступал как реформатор мужской моды, доказывая право мужчин носить парчу и бархат по образцу XVIII века. Провел первые персональные выставки в Брюсселе (галерея Studio,1927) и Париже (отель J. Charpentier, 1929).
В годы Второй мировой войны оставался в Париже. Исполнял декорации и костюмы к спектаклям кабаре «Лидо» и опереттам. В 1940–1950-е продолжал работать в области сценографии: оформлял постановки для парижского варьете «Ла Нувель Ив», сотрудничал с театрами Парижа, Чикаго, Нью-Йорка, Лондона, Марселя, Рима, Барселоны, Мадрида и Бейрута. Работал над эскизами аксессуаров и украшений для журналов мод.
В 1964 обратился к скульптуре, создавал абстрактные (по его определению, «живописные») формы. Работал акварелью, гуашью, тушью, занимался литографией, исполнял плакаты, эскизы ваз, мебели, зеркал и других предметов роскоши. Создал графические серии «Цифры» и «Алфавит», разрабатывал игральные карты. Продолжал сотрудничество с журналами мод и работу в театре. Оформлял постановки Ролана Пти с участием Рене Жанмер (Зизи). Разработал стиль «унисекс» – парные костюмы для мужчин и женщин.
В 1964 провел персональную выставку в парижской галерее Ror Volmar, в 1967–1968 – выставки в галерее Grosvenor в Лондоне и музее Метрополитен в Нью-Йорке (все 170 номеров были приобретены музеем), в 1969–1973 – серию персональных выставок в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Мехико, Парме, Палермо и Милане. В эти годы его популярность возрастала в связи с новым подъемом интереса к ар деко. По его эскизам создавались малотиражные произведения декоративно-прикладного искусства, издавались литографии и открытки. Написал книгу воспоминаний (издана в 1975 в Нью-Йорке и Лондоне). В возрасте 97 лет исполнил последнюю работу – эскизы декораций и костюмов и афишу к бродвейскому мюзиклу «Звездная пыль».
Скончался в парижской больнице Кошен после непродолжительной болезни, начавшейся во время поездки на остров Маврикий. Похоронен в семейной могиле на Булонском кладбище близ Парижа.