Биографии

Фальк Роберт Рафаилович(1886—1958)


Русский живописец, график и театральный художник. Один из организаторов общества "Бубновый валет". Участник выставок: Молодых художников, Московского товарищества художников, "Мир искусства" (с 1911, с 1916 член общества), "Золотое руно", "Бубновый валет" (1910-1917), Общества московских художников (1925-1928), Ассоциации художников революционной России (1926-1928), Осеннего салона (1928, Париж). В 1928-1938 жил и работал в Париже.

Р. Р. Фальк начал свой путь художника в шумной группе молодых обновителей живописи, в объединении "Бубновый валет", где был самым младшим. Учился он в частных студиях К.Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник... и И.И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»... (своего будущего товарища по обществу), затем в МУЖВЗ у К.А. Коровина Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства"... и В.А. Серова Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.... (1905-10). Как и другие "валеты", Фальк добивался выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета. "В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской", — писал он впоследствии. Главное в его лаконичных, лишенных каких-либо красивостей пейзажах и скупых, составленных из простейших вещей натюрмортах 1910-х гг. — физическая, осязаемая полновесность домов или древесных крон, бутылок или глиняных крынок. Подобно товарищам, он использует для этого некоторые приемы "вывесочного" примитива, утяжеляющие, уплотняющие объем. Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна (острый на язык критик А.М. Эфрос назвал Фалька человеком "сезанновской национальности"). Нагнетая внутреннее напряжение работы, он не боится вносить в нее довольно резкую деформацию, стремится, по его словам, "сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность". Таковы, например, острый, нервный портрет Мидхада Рефатова (1915), "Негр" (1917) и др. От брызжущих жизнерадостностью холстов большинства его товарищей по обществу ранние произведения Фалька отличает некоторая сумрачность, скрытый драматизм, запечатленный не в сюжетах, а лишь в самом живописном строе его работ. Особенно характерна "Красная мебельКрасная мебель. 1920Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея" (1920), напряженно-хищная и угловатая, с ее тяжелым, но агрессивно напряженным цветом. Постепенно, на протяжении 1920-х гг., живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Исчезают кубистические сдвиги — эмоциональное напряжение в портрете теперь может быть передано и без них. Демонстративная "вывесочность" ранних вещей тоже больше не нужна. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом. Фальк ищет в картине целостную, насыщенную цветом и светом среду, обволакивающую людей и предметы. В нескольких портретах 1923-24 гг. ("Женщина в белой повязке", два автопортрета и др.) художник достиг ощущения глубокой сосредоточенности, тишины, длящегося (а не остановленного, как нередко бывает в живописи) времени. Неяркий боковой свет обобщенно и округло лепит форму лица и фигуры, человек предстает погруженным в .себя, значительным в своей тайной, внутренней жизни. В эти же годы Фальк оформляет два спектакля в Москве в ГОСЕТе — "Ночь на старом рынке" (1925) и "Путешествие Вениамина III" (1927) Менделе Мойхер-Сфорима, гротескно сталкивая реальный убогий быт с яркой фантастикой. В 1928 г. Фальк, декан живописного факультета Вхутеина, получил командировку во Францию — "для изучения классического наследия". Там он задержался надолго, на десятилетие. В парижских его холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, самососредоточенность, богатство и тонкость цветовых отношений. Многочисленные пейзажи Парижа тают в перламутровой дымке мягких золотисто-оливковых тонов. Художника больше интересует воздух города, нежели его дома и мосты, улицы и зеленоватая вода Сены. Цельность цветовой и световоздушной среды растворяет подробности, живопись звучит скорее музыкой, чем рассказом. Интимностью, мягкой лирикой проникнуты и портретные работы, особенно женские, — чуть-чуть нарочито вытянутые, плавно очерченные фигуры: "Портрет Л. М. Эренбург" (1933-34), "Больная" (1935), "Парижанка" (1936). Вернувшись в Москву к началу 1938 г., Фальк попал совсем не в ту художественную атмосферу, какую покинул. Без него прошли кампании борьбы с тем, что стали называть "формализмом", задевшие многих близких ему художников. В сформированное таким нажимом советское искусство конца 1930-х гг. утонченная живопись Фалька плохо вписывалась. Годы войны художник провел в Средней Азии, природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности ("Золотой пустырь. Самарканд", "Регистан", "У хауса. Самарканд", все 1943). В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, он продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы, пишет строгие, сосредоточенные портреты С. М. Михоэлса(1947-48), В. Б. Шкловского (1948), К А. Некрасовой (1950), А. Г. Габричевского (1951 и 1952-53). Его поздние натюрморты — с негритянской скульптурой (1944), "Голубка и роза" (1952), "Картошка" (1955), - почти пустые, с немногими погруженными в сумрачное пространство предметами, заставляют напряженно вглядываться в этот сумрак, вслушиваться в него, как в тихую и чистую музыкальную тему. В эти годы имя Фалька, лишенного возможности участвовать в выставках, практически незнакомого зрителям, окружено своего рода легендой о тайно творимой высокой и чистой живописи. 

Название : Девушка у окна

Материал : Холст, масло

Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Название : Парижская улица

Год создания : 1928—1938

Материал : Холст, масло

Собрание : Художественный музей Мида Анхерстского колледжа

Название : Пейзаж в горах

Год создания : 1916

Материал : Холст, масло

Размер : 81 х 118

Собрание : Ивановский областной художественный музей

Название : Улица в Париже

Год создания : 1933

Материал : Холст, масло

Размер : 80 x 62,2

Собрание : Частная коллекция

Название : Автопортрет с шарфом

Год создания : 1934

Материал : Холст, масло

Размер : 72,5 х 59,8

Собрание : Тверская областная картинная галерея

Название : Натюрморт на желтом фоне

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло

Размер : 58 х 80

Собрание : Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Название : Портрет дочери. (Этюд)

Год создания : 1946

Материал : Бумага, акварель

Размер : 41,5 х 31,5

Название : Дом контрабандиста. Корсика

Год создания : 1929

Материал : Холст, масло

Размер : 60,5 х 73

Название : Маки

Год создания : 1950

Материал : Холст, масло

Размер : 64,5 х 53

Название : Портрет дочери

Год создания : 1946

Материал : Холст, масло

Размер : 83 х 65

Название : Вид деревни

Материал : Холст, масло

Размер : 55,5 х 81

Название : Мальчик с кошкой, сидящий на стуле

Материал : Холст, масло

Размер : 122,5 х 75

Название : Этюд

Год создания : 1946

Название : Обнаженная

Год создания : 1934

Материал : Бумага на картоне, гуашь

Размер : 29,5 х 52,5

Название : Портрет Марии Шабшай

Материал : Холст, масло

Размер : 116,5 х 89

Собрание : Частная коллекция

Название : Портрет Е.С. Потехиной. (Леди в лиловом)

Материал : Холст, масло

Размер : 89 х 79

Собрание : Частная коллекция

Название : Париж. Ворота Сен-Мартен

Материал : Холст, масло

Размер : 64,5 х 80

Собрание : Частная коллекция

Название : Человек в котелке. (Портрет Якова Каган-Шабшая)

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло

Размер : 148 х 99

Собрание : Частная коллекция

Название : Женский портрет

Год создания : 1920-е

Материал : Холст, масло

Размер : 100 х 91,5

Собрание : Тульский областной художественный музей

Название : В саду

Год создания : 1946

Материал : Холст, масло

Размер : 98,5 х 79

Собрание : Частная коллекция

Название : Натюрморт с ягодами рябины и фруктами

Материал : Холст, масло

Размер : 54 х 64

Собрание : Частная коллекция

Название : Цветы на зеленом фоне.

Год создания : 1915

Собрание : Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина

Название : Натюрморт с негритянской скульптурой

Год создания : 1944

Материал : Холст, масло

Размер : 64 х 55

Собрание : Частная коллекция

Название : Натюрморт с перцами и горшком

Материал : Холст, масло

Размер : 60 х 81

Собрание : Частное собрание

Название : Карусель. Бретань

Год создания : 1934—1935

Материал : Холст, масло

Размер : 70.5 х 90

Собрание : Частное собрание

Название : Зима на даче

Материал : Акварель, гуашь

Размер : 46 x 34

Собрание : Частное собрание

Название : Пейзаж. Старая Русса

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло

Размер : 87,5 х 106

Собрание : Пермская государственная художественная галерея

Название : Мулатка Амра

Год создания : 1929

Материал : Бумага, пастель

Размер : 47,5 х 37,5

Собрание : Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Название : Красная мебель

Год создания : 1920

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Бухта в Балаклаве

Год создания : 1927

Материал : Холст, масло.

Размер : 70 x 88

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Весна в Крыму

Год создания : 1938

Материал : Холст, масло

Размер : 58,5 x 74

Собрание : Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Название : Женский портрет

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло.

Размер : 101 x 110

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Название : Загорск. Осень

Год создания : 1955—1956

Материал : Холст, масло.

Размер : 65 x 81

Собрание : Частное собрание

Название : Лиза на солнце

Год создания : 1907

Материал : Холст, масло.

Размер : 94 x 81

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Название : Натюрморт

Год создания : 1910

Материал : Холст, масло.

Размер : 85 x 94

Собрание : Серпуховский художественно-исторический музей

Название : Париж. Сена

Год создания : 1936

Материал : Холст, масло.

Размер : 63 x 80

Собрание : Частное собрание

Название : Пейзаж с парусной лодкой

Собрание : Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Название : Подмосковный букет

Собрание : Частное собрание

Название : Портрет татарского журналиста Мидхата Рефатова

Год создания : 1915

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Солнце. Крым. "Козы"

Год создания : 1916

Материал : Холст, масло

Размер : 83 x 105

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Три дерева

Год создания : 1936

Материал : Холст, масло.

Размер : 65 x 81

Собрание : Государственный Русский музей



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: