Фаворский Владимир Андреевич(1886—1964)

Советский художник, график, мастер книжной графики, родоночальник русской ксилографии. Педагог.

Мастер станковой и книжной графики, живописец-монументалист, театральный художник. Фаворский более всего прославился в качестве ксилографа и выдающегося книжного графика. Он возвёл искусство книги на совершенно новый уровень, когда художник не просто рисовал иллюстрации к литературному произведению, но ставил перед собой гораздо более глубокую задачу, продумывая всю книгу как единое целостное композиционное произведение. Наиболее полно художественная система Фаворского отображена в иллюстрациях к «Книге Руфь» (1921). Обложка, титульный лист, шрифт, заставки,  концовки, — всё оформление книги создаёт единое художественное пространство.
Фаворский являлся родоночальником русской ксилографии. Вообще принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест. До Фаворского ксилография была чисто технической, ею в основном пользовались лишь для репродуцирования изображений, и она была «обрезной», то есть ксилографы имитировали в гравюре чёрные линии и штрихи на белом, обрезая дерево вокруг них. Фаворский же разработал свой уникальный стиль гравирования, нарезая белые штрихи на чёрном, что возвело ксилографию в жанр самостоятельного направления в изобразительном искусстве. Возможно, в этом художнику помогло то обстоятельство, что он получил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 г. защитил дипломную работу «Джотто и его предшественники». Образы, созданные художником в его гравюрах на дереве, поистине монументальны и относят нас к живописи раннего Возрождения.
Фаворский был из дворянского рода. Первым учителем рисования была мать Фаворского урожденная Шервуд, дочь известного архитектора В. О. Шервуда. Позднее он посещал частную студию К. Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник… (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ. Окончив гимназию, Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет на искусствоведческое отделение философского факультета. Параллельно с этим он учился в школе Ш. Холлоши и впоследствии считал именно его своим основным наставником в искусстве.
В 1920-30 гг. Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, руководил кафедрой ксилографии. С 1923 года был ректором Вхутемаса. Во время его руководства произошёл расцвет этого учебного заведения. С учебной целью были написаны основные его теоретические работы: «Лекции по теории композиции» и курс «Теория графики». Помимо книжной графики, Фаворский занимался и монументальной живописью в техниках фрески, сграффито, мозаики, что было ему близко, так как мелкая графика идут рука об руку с монументальной живописью. Художник занимался так же театрально-декорационной живописью, скульптурой. В 1937 году за оформление Советского павильона Всемирной выставки в Париже Фаворский был удостоен высшей награды — «Гран при».
В начале 1940-х гг. Фаворский, во многом под влиянием соцреалистических тенденций того времени, привносит коррективы в своё творчество, его образы становятся более реалистическими, художник стремится к менее формальной обработке формы и передаче свето-тени.  В 1950 г. он создает наиболее известную свою работу — делает иллюстрации и оформление к «Слову о полку Игореве», затем иллюстрирует «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (1954-55). Последняя работа в области книжной графики — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1959-61).
Фаворский прожил долгую творческую жизнь, на его долю пришлась смена самых непростых эпох нашего времени. Он в 1919-1921 служил в Красной Армии. Не обошла его  стороной и трагедия: в годы Отечественной войны у него погибли оба сына. Художник стойко переносил все удары судьбы.  В конце его пути пришли и слава, и признание: с 1963 года он Народный художник СССР, с 1962 года — действительный член АХ СССР. В том же 1962 году Фаворскому присуждена Ленинская премия. Работы художника хранятся в Государственной третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственном музее искусств народов Востока, в художественных музеях России и ближнего зарубежья, в гравюрных кабинетах Берлина и Дрездена (Германия), в частных собраниях России и за рубежом. Художник воспитал целую плеяду замечательных художников. Среди его учеников — А. Д. Гончаров Гончаров Андрей Дмитриевич [1903—1979] Советский художник-график. Лауреат Государственной премии СССР (1973), член-корреспондент АХ СССР (1973), народный художник РСФСР (1979). Мастер ксилографии, книжный график. Занимался так же станковой живописью, как художник-монументалист участвовал в…, А. А. Дейнека Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии…, Ю. И. Пименов Пименов Юрий (Георгий) Иванович [1903—1977] Выдающийся советский живописец, плакатист, театральный художник. Мастер жанровых картин, иллюстрирующих советскую действительность. Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1947, 1950)…., М. И. Пиков Пиков Михаил Иванович [1903—1973] ….

Меню