Ганзен Алексей Васильевич(1876—1937)

Художник-маринист, профессор, коллекционер, Почетный член Одесского городского, Шлиссельбургского уездного и Петроградского городского Попечительств детских приютов, Надворный Советник со старшинством, художник Морского Министерства России, один из трех, ставших художниками, внуков И.К. Айвазовского, сын его второй дочери Марии Ивановны Айвазовской (в замужестве Ганзен).
Награды: Св Анны 3ст., Св Станислава 2 и 3 ст., светло-бронзовая медаль в память 300 — летия Царствования дома Романовых, французский знак отличия «Offizier dAcademie».

Родился 31.01.(19.01ст.ст.) 1876 г. в Одессе) – умер 19.10.1937 г. в Дубровнике (Хорватия).
Алексей Васильевич Ганзен получил обучение во 2-ой Одесской прогимназии, затем в Ришельевской гимназии в Одессе. В 1900 году закончил юридический факультет Новороссийского (ныне Одесского) университета с дипломом II степени. Судя по переписке уже в Одессе начал заниматься живописью. Желая посвятить себя живописи, уезжает учиться в Мюнхен у Эжи Брехта. Окончил две Академии изящных искусств — в Берлине и Дрездене, где занимался по классу марины и пейзажа у профессоров Карла Зальцмана и Поля Мейергейма. В 1902 году Берлинская академия художеств поручила ему, иностранцу, наблюдение над несколькими пенсионерами, командированными в Италию. Четыре месяца под его руководством они писали этюды на волшебных лигурийских берегах в Генуе. В 1903 году А. Ганзен участвует в Большой Берлинской выставке с работой «Depeschenboot». В 1898-1904 участвовал в выставках ТЮРХ в Одессе и Весенних выставках в залах Академии Художеств. После поездки в Италию уезжает в Париж, где продолжает заниматься живописью у Энтони Робер-Флёри и Жюля Лефевра, «под влиянием которых создал свой стиль мариниста с особой индивидуальностью». В 1907 году выставляет свою работу «Черное море» в Салоне на Елисейских полях и получает награду «Mention honorable», что дает ему возможность выставляться вне жюри.

Алексей Ганзен состоит членом многих заграничных художественных обществ, в том числе и Русского общества художников в Париже. В этот период пишет в год до 100 картин, раскупаемых Парижем, Лондоном и Америкой. О признании таланта художника говорит и тот факт, что в 1908 году Французская Республика приобрела его картину «После бури» (встречается «Штиль после бури»), которая впоследствии была подарена Францией Мадриду. Он выставляется в Ганновере и Бордо.
В 1904-1905 годах исполнил картины на тему русско-японской войны: «Гибель броненосца «Петропавловск», «Ночная атака и отражение миноносцев, Броненосный крейсер «Адмирал Макаров» и др. С 1909 года Ганзен все больше внимания в своем творчестве уделяет флоту. Весной 1909 года художник совершил путешествие на крейсере «Адмирал Макаров», сопровождавшем Императорскую яхту «Штандарт» во время встреч Императора Николая II с главами государств Германии, Франции и Великобритании. Один из 60 этюдов, привезенных из путешествия — «Яхта Штандарт на Ревельском рейде» — был подарен им Российскому монарху (в настоящее время работа находится в частном собрании в России). Труд художника во время путешествия, отмечен подарком Императора – булавкой в виде российского герба с бриллиантами.

В конце 1909 года А. Ганзен предпринимает поездку в Крым и на Кавказ. Весной 1910 года открывает выставку своих работ в галереях «Internazional art Gallery». Где им было представлено 52 картины маслом, 12 акварелей, из которых несколько огромных размеров и 9 офортов. Летом 1910 года он возвращается в Одессу из Парижа и привозит свой бронзовый бюст, выполненный Леопольдом Бернштамом (в настоящее время находится в фондах Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского в г. Феодосия).

С 1910 года А. Ганзена захватила идея создания первого на юге России художественного музея в г. Одессе по образцу и подобию галереи созданной дедом И.К. Айвазовским. Поддержку, в принятии такого решения он находит в лице Н.К. Рериха, А.А. Ростиславова, Б.М. Кустодиева, И.А. Билибина и других художников. В собранной им коллекции кроме работ Айвазовского, Врубеля, Рериха, Бродского, Бурданого и других русских художников были и офорты Рембранта . В этот период художник участвовал в выставках картин Общества русских акварелистов (СПб, 1907-1909, 1912,1915-1917), а также становится постоянным участником выставок и продаж картин в России и членом Общества «Товарищество художников» (М., 1912 и Пг., 1916).

С 1914 года Ганзен живет то в Петербурге на улице Надеждинской (ныне Маяковского), то в имении Роман-Эли близ Старого Крыма, подаренном И.К. Айвазовским своей второй дочери Марии. Он пишет много пейзажей маслом, акварелью, сепией и гуашью, занимается гравюрой. В годы первой мировой войны Алексей Ганзен писал батальные сцены, которые репродуцировались в журналах «Огонек», «Нива», «Солнце России», «Летопись войны» и др. На выставке картин «Война» (Пг., 1915г.) он демонстрировал большое полотно «Бой «Св. Евгении» с «Гебеном», выполненное по заказу Правительства. В 1916 году в Петрограде вышел альбом «Российский Императорский флот», который включил 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей Ганзена, воспроизводящих типы русских судов от ботика Петра I до новейших военных кораблей и сцены из жизни флота в мирное и военное время: «Галерный флот в шхерах. Нач. XVIII в. Клипер в океане. 1878 г.», «Погрузка в доке», «Балтийский флот зимой» и др.

Батальные сцены, написанные Ганзеном, пользовались большим успехом у публики. В 1914-1915 годах Военное Ведомство стало его основным заказчиком. В 1915 году Высочайшим приказом по флоту и Морскому Ведомству о чинах гражданских за №1026 Алексей Васильевич Ганзен был переведен на службу в Морское Ведомство, с назначением состоять по морскому Министерству. В феврале 1917 года кандидатура А. Ганзена вместе с Билибиным, Серебряковой, Коненковым и др. была выдвинута на присуждение звания академика, но баллотирование, назначенное на октябрь, не состоялось ввиду революции.

В январе 1920 года Алексей Васильевич Ганзен с женой Олимпиадой Владимировной покинул Россию и через Константинополь, Салонники, Легковац прибыл в Королевство Югославия. В ноябре 1920 года в Загребе прошла первая выставка его работ.

В 20-х годах А. Ганзен выставлялся в Праге, Риме, Бухаресте, Рио-де-Жанейро и дважды в Буэнос — Айресе. В июле 1929 года в Париже в галерее Жоржа Пти прошла вторая персональная выставка картин Алексея Ганзена, получившая многочисленные восторженные отклики. В 1933 году в Загребе вышла книга «История военно-морского искусства» в трех томах на хорватском языке. Ее автор – контр-адмирал А.Д. Бубнов. Иллюстрации были сделаны А.В. Ганзеном. Красотой своих дивных картин он прославил Адриатику в Европе и Южной Америке.

За свою жизнь А. Ганзен написал более 3000 больших полотен, Остальные работы не поддаются учету. Среди них изящные милые миниатюры, тонкие акварели и сепии.

По воспоминаниям современников Алексей Васильевич Ганзен был высокообразованным, культурным европейцем, творившим искренно и бескомпромиссно, упорно трудившимся над всякой «мелочью» от молодых лет до смерти. Последняя его выставка была посвящена флоту Далмации — от первых парусников до крейсера «Дубровник» (из некролога). Прекрасно зная конструкции военных судов, он писал их с «портретным сходством» независимо от того, немецкий ли это крейсер «Кенигсберг», русский миноносец «Живой» или английский флот в Дарданеллах.

Алексей Васильевич Ганзен умер 19 октября 1937 года. Он похоронен на православном кладбище в Дубровнике.
(биография публикуется с разрешения правнучки художника И.Ф. Касацкой, подробнее см. на официальном сайте hanzen.gallery)

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 13.0px Helvetica; color: #4787ff; -webkit-text-stroke: #4787ff}
span.s1 {text-decoration: underline ; font-kerning: none}

Меню