Виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных мастерских и во Вхутемасе. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1922—1923).
Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске. Родной город, большая дружная семья, которая ценила и оберегала ее талант, всегда были близки и нежно любимы ею. Художественные способности будущего скульптора проявились рано. В детстве она хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставлял думать о заработке, и двадцатипятилетняя девушка едет в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору. В частной художественной школе на ее выдающуюся одаренность обращает внимание известный скульптор и чуткий педагог С.М.Волнухин. Свое образование Голубкина продолжает в славящемся своими демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Требовательная к себе, упорно стремится молодая художница добиться жизненной выразительности в своих работах. Ее ученические скульптуры не раз признавались лучшими и выделялись среди работ других учеников. Около года проводит Голубкина в стенах петербургской Академии художеств. Но даже большое уважение к известному скульптору В.А.Беклемишеву не могло примирить ее с академическими принципами обучения. Жажда самостоятельности в творчестве приводит Голубкину в Париж. Три раза приезжала художница во Францию. Наиболее плодотворными были 1897- 1899-е годы, когда она пользовалась советами прославленного мастера О.Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура «СтаростьСтарость. 1898» (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали. Свой путь в искусстве Голубкина начала на исходе прошлого века. Обостренное ощущение уходящего старого мира, предчувствие грядущих грозных событий были характерны для мироощущения многих художников. Смело вводит Голубкина в скульптуру тему пробуждающегося народа. «Железный» (1897), «Рабочий» (1900), «Раб» (1909) отличаются большой силой выразительности. Особенно значительна скульптура «Идущий человек» (1903). Уверенная поступь изображенного раскрывает эмоциональное содержание мотива движения, передает целеустремленную волю к борьбе. Энергичная моделировка подчеркивает титаническую мощь форм. Гиперболическая заостренность средств превращает его в поэтический символ будущей революции. Иносказательность пластического образа свойственна и знаменитому горельефу «ВолнаВолна. (Пловец). Рельеф над входом Московского Художественного театра. 1901Гипс, 2,5 х 2,7 м» (1902), украшающему вход в Московский Художественный театр. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи. Голубкиной выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением. С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, она в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания, подверглась аресту. По заказу Московского комитета РСДРП, в 1905 году Голубкина создает вдохновенный портрет Карла МарксаКарл Маркс. 1905Гипс тонированныйГосударственная Третьяковская галерея. По складу характера Голубкина была мужественным, волевым и бескорыстным человеком твердых жизненных убеждений, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Она была бесконечно добра, и доброта ее всегда несла действенную помощь. Голубкина принимала живое участие в человеческих судьбах, она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. И когда в 1914 году в Музее изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С.Пушкина) открылась первая персональная выставка художницы, то все полученные от продажи скульптур деньги она передала в пользу раненых солдат, а сама бедствовала. Искреннее сочувствие к человеку, интерес к его внутренней жизни определяют главную черту творчества Голубкиной. Портретный жанр занимает центральное место в ее наследии. В любой модели, будь то простой человек из народа или глубоко интеллектуальная творческая личность, она всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа. Значителен и величав П.С.Голубкин, дед скульптора (1897), скорбен и мудр «Иван НепомнящийИван Непомнящий. 1908» (1908), надежду и веру выражает «Человек» (1910). При точности социальной характеристики, Голубкина избегает обыденности. Зорко вглядываясь в конкретного человека, она поднимает образ над повседневностью, выявляет самое существенное в личности. Многозначна психологическая экспрессия портретов, ибо она раскрывает сложное духовное состояние модели. Строгость классической красоты лица женщины из народа («Марья», 1906) смягчена задумчивостью взгляда. Мягкая моделировка белого мрамора передает внутреннюю озаренность. Наполнена драматическим контрастом пластика мраморного бюста Л.И. СидоровойПортрет Сидоровой. 1906, в лице которой одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь. Живописная трактовка формы в портрете из мрамора Т.В.Россинской (1913) выражает эмоциональность напряженного восприятия мира подростком. Голубкиной было свойственно тонкое чувство материала — мрамора, дерева, глины, их выразительных возможностей, декоративных качеств. Но самым любимым материалом была глина, послушно передававшая каждое легкое прикосновение пальцев, позволяющая работать быстро, сохраняющая свежесть впечатления от натуры. Пластическая живописность скульптурной формы в глине обладает непосредственностью этюда. В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал — «Огонь» (1900), «КочкаКочка. 1904» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908). Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой. Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора». Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников — формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом — оптимизм, радостное принятие жизни, во втором — вдумчивость, глубина переживаний. В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями — «БерезкойБерезка. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея» и портретом Льва ТолстогоПортрет Льва Толстого. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея. Хрупкая фигура стоящей девушки — поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом. Образное решение портрета Льва ТолстогоПортрет Льва Толстого. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н. ТолстойПортрет А. Н. Толстого. 1911Дерево, 67X60X38Государственная Третьяковская галерея (1911), А.М.РемизовПортрет А.М.Ремизова. 1911ДеревоГосударственная Третьяковская галерея (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки. »БерезкаБерезка. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея» и бюст Л.Н. ТолстогоПортрет Льва Толстого. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина. Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура. Использованы материалы статьи Т.Тюшкевича в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.