Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч(1873—1954)

Русский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943). Занимался у П.А. Власова в Астрахани (1890-1892), в школе Общества поощрения художеств в СПб. (1892-1895), учился в Академии художеств у П.О. Ковалевского, И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, В.В. Мате (1895—1902), получил 1-ю премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902). Дипломная работа «На концерте в Павловске» (1902, ПКГ). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1903-1908), ПХУ (1908-1930, 1932-1954). Директор Пензенского художественного училища (1942-1945), ПКГ (1942-1947). Орд. Трудового Кр. Знам. (1943). Мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова создан в Пензеской картинной галерее (с 1986). Похоронен в Пензе на Митрофановском кладбище рядом с К.А. Савицким.

1873, село Наши, Тамбовской губ. — 1954, село Ивановка, Пензенской обл.
Родился в крестьянской семье. Рано осиро­тел. Воспитывался в се­мье Сорокопудова. Жил сначала в Саратове, затем в Астрахани.

Первые навы­ки в искусстве будущий ху­дожник получил в Астрахани от П.А. Власова, который под­готовил его к поступлению в Петербургскую Академию ху­дожеств. В 1895 Горюшкин по­ступил в Высшее художествен­ное училище при Академии, а через два года — в Академию.

По окончании натурного клас­са он работал в мастерской И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…. Горюшкин-Сорокопудов окончил Акаде­мию в 1902. К этому времени определились его основные творческие интересы — истори­ческий и портретный жанры, а также пейзаж.

Художника при­влекала жизнь Древней Руси, патриархальные традиции, на­родный быт. Среди картин на историческую тему удачнее других полотно «Плач Яро­славны» (1907, Астрахан­ская картинная галерея), в ко­тором большую роль в эмоцио­нальном плане играет пейзаж.

На события революции 1905 года художник откликнулся со­зданием ряда рисунков и аква­релей («Баррикады. 1905 год»; «Разгром барской усадьбы», 1905). В 1908 Горюшкин-Соро­копудов переехал из Петербур­га в Пензу, где преподавал в Пензенском художественном училище. Наиболее интересны портреты этого периода, хотя и прежде художником были ис­полнены оригинальные по ком­позиции и мастерству работы, например «Скрипач» (1902). Особое место занимают портреты, написанные на пле­нэре, лучшие из которых — «Под солнцем» (1910-е) и «Портрет Н.В. Мансыревой» (1915). Обе работы при­влекают красотой колористиче­ского решения, ощущением свежести и чистоты. Художник уловил черты характера моде­лей, сумел отразить их в выра­жении лиц и в позах. Эти каче­ства, запечатленные здесь уве­ренной кистью, были намечены еще в «Портрете матери» (1904).

На протяжении ряда лет Горюшкин-Сорокопудов возвра­щался к теме Древней Руси. Им были написаны полотна «Базарный день в старом городе» (1910-е), «Князь Игорь» (1910-е), «Сцены Из XVII Столетия» (1934), а также карти­ны о монастырской жизни «Игуменья на молитве» (1910-е), «Из культа прошлого» (1910-е), «На звоннице» (1912). В большинстве из этих работ значительную роль играет пейзаж, определяющий об­щий эмоциональный настрой. Под впечатлением войны 1914 года художник создал картины «Подвиг сестры милосердия» (1914-1916), «Пленных привезли!. (1916).

После революции 1917 года Пензенское училище было преобразовано в художествен­но-производственные мастер­ские, а Горюшкин-Сорокопудов отстранен от преподава­ния. Он вернулся к педагоги­ческой деятельности лишь в 1930-х. Художник активно участвовал в организации АХР и ОМАХР в Пензе, экспони­ровал свои произведения на выставках этих объединений.

В середине 1920-х и в 1930-х Горюшкин-Сорокопудов соз­дал цикл произведений, посвя­щенных В.И. Ленину, — «Ленин и революция», «Ленин на трибуне» и др. К числу удачных работ 1930-х относятся несколько пейзажей, жанровых компози­ций и портретов, где, как и в лучших ранних произведениях художника, удачно передано непосредственное восприятие натуры. Пейзаж «На Родине Весна» интересен в жи­вописном отношении: яркое солнце, насыщенные синие те­ни, прозрачное голубое небо, зелено-охристая дорога среди последнего снега.

Художник часто писал зимнюю природу («Зима», 1936; «Ивановка», 1939). Излюбленным приемом и в пейзажах, и в жанровых картинах было ис­пользование резкой светотени: погружая в тень передний план картины. Удачен по живопис­ному решению и автопортрет на фоне пейзажа. Также на фо­не пейзажа написан в 1934 портрет старого друга Горюшкина-Сорокопудова, художни­ка Ф.В. Сычкова, в котором передан момент внутренней сосредоточенности мастера во время работы.

После Великой Отечествен­ной войны Горюшкин-Соро­копудов много консультиро­вал молодых художников, участвовал в обсуждении вы­ставок, по мере сил помогал педагогам Пензенского учи­лища, где он преподавал дол­гие годы.

Жизненный путь художника был исполнен беззаветной преданности ис­кусству, любви к своей про­фессии. Персональные вы­ставки произведений Горюшкина-Сорокопудова состоя­лись уже после его кончины — в Пензе в 1956, в Москве в 1964 и к 100-летию со дня рождения художника в 1973 в Пензе. 

Меню