Грузинский Петр Николаевич(1837—1892)

 Русский живописец-баталист и жанрист. Сначала самоучкой занимался рисованием в родительском доме; в 1851 г. поступил в ученики Академии Художеств, где его главным наставником был профессор Б.П. Виллевальде. Получил медали: 1854 г. — 2 серебряную; 1857 г. — 1 серебряную; 1858 г. — 2 серебряную; в 1860 г. малую золотую за картину: «Цыганский табор», а в 1862 г. удостоен большой золотой медали за картину: «Взятие Гуниба», «Оставление горцами аулов при приближении русских войск», предназначенной для всемирной парижской выставки. За эту картину , в 1872 г. Грузинский, по окончательном возвращении своем в Санкт-Петербург, получил звание академика.

[19(31).XII.1837 — 20.V(1.VI).1892]  Русский живописец-баталист и жанрист. Родился в Курске в семье небогатого помещика.

Художественные способности у него проявились очень рано. В детстве самостоятельно занимался рисованием, а 14-летним подростком был определен в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где его зачислили в класс баталиста проф. Б.П. Виллевальде.

Уже в период обучения он написал картины, сделавшие его имя известным в художественных кругах и среди любителей искусства: «Бивуак лейб-гвардии казачьего полка», «Солдаты-фуражиры», «Цыганский табор». За них он получил малую и большую серебряные, а также малую золотую медали.

Выпускной работой художника стало полотно «Взятие аула Гуниб на Кавказе в 1859 году». В 1862 за картину «Взятие аула Гуниб…»  был удостоен большой золотой медали, звания классного художника и послан академией за границу на 6-летний срок для совершенствования мастерства.

Жил он, главным образом, в Париже. Там им написаны такие произведения, как «Пикет императорских французских стрелков на маневрах», «Рынок в Фонтенбло», «Пляска итальянцев на одной из улиц Парижа», имевшие успех на выставках. Но академическое начальство указало своему стипендиату «заниматься исключительно баталической живописью». В 1865 Г. побывал на родине, чтобы на Кавказе выполнить несколько натурных этюдов для задуманных картин.

Вернувшись в Париж, он закончил еще одно большое полотно на кавказскую тему — «Оставление горцами аулов при приближении русских войск» («Переселение горцев»), за которую в 1872 получил звание академика батальной живописи. «Взятие аула Гуниб…» и «Переселение горцев» побывали на всемирных выставках в Вене и Лондоне.

Из других произведений на военную тему у художника известны: «Взятие обоза маршала Даву под Красным 5 ноября 1812 года», «Конвой черкесов», «Бивуак кавалергардов», «Наказной атаман в дороге». Однако Петр Николаевич, будучи уже признанным баталистом, не замыкался только в этом жанре. Он — автор большого цикла бытовых сцен и пейзажей. Из-под его кисти вышли «Почтовая тройка», «Дровосеки», «Деревня гуляет» и ряд др. В 1876 на выставке в Филадельфии экспонировались его «Тройка в метель», «Встреча новобрачных», «Цыгане», вызвавшие интерес посетителей неподдельностью сюжетов и мастерством исполнения.

Более других известна по репродукциям небольшая картина «Катание на масленице», оригинал которой хранится в музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. По вечерней деревенской улице мчатся наперегонки лихие тройки. В санях- нарядно одетая молодежь. После пурги среди рваных туч открылся клочок багрового закатного неба. Морозно, ветрено, в тревоге мечутся птицы. Но ничто не мешает буйству веселого русского праздника…

Художник был превосходным знатоком анатомии и повадок животных, прежде всего лошадей и собак разных пород, которых он умело изображал на картинах. В иллюстрированных изданиях 2-й половины 19 в. часто воспроизводились его многочисленные рисунки и акварели. Русские и иностранные журналы и газеты публиковали лестные отзывы о творчестве художника.

В 1889 мастер передал Академии художеств большую коллекцию черкесских, курдских, имеретинских и турецких одежд, собранную им во время поездок на Кавказ.

Творчество Петра Николаевича Грузинского оказалось несколько в стороне от магистрального направления, по которому развивалось отечественное изобразительное искусство, представленное в то время, прежде всего, Товариществом передвижных художественных выставок. После преждевременной кончины художник был почти забыт. Похоронен в Санкт-Петербурге.Н. Ф. ШаховЛит.: П. Н. Грузинский (некролог). Всемирная иллюстрация. 1892. № 1221, с. 450 — 451. Художники народов СССР: библиографический словарь. М., Искусство, 1976, т. 3, с. 210 — 211.

Меню