Касаткин Николай Алексеевич(1859—1930)

Русский и советский живописец. Народный художник Республики (1923). Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891) и АХРР (с 1922). 

Николай Алексеевич Касаткин впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923) «народный художник республики». 

Сын видного московского гравера А. А. Касаткина, он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В.Г.Перова Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы…. и И.М. Прянишникова Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое…. Получил в 1883 г. высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».

После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И.Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.

Художник, безусловно, испытывал огромное влияние Л.Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.

С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина — жизнь рабочих и городской бедноты.

Он пишет картины «Семья рабочего» (1891), «Тяжело (Буревестник)» (1892), «В коридоре окружного суда» (1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), «Арестантки на свидании» (1899)и др.

С 1894 г. началась преподавательская деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до 1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б.В. Иогансон, В.В. Мешков и др.

В 1892-1897 гг., после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую «шахтерскую» серию картин: «Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Шахтер-тяголыцик» (1896), «Кузница» (1897), «Уральский рабочий» (1899), «В семье рабочего» (1890-е) и др.

Художник откликается на события революции 1905 г., написав ряд революционно-романтических произведений: «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905). Эти и другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для художников — приверженцев соцреализма.

В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая.

После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал районную художественную студию для рабочих, преподавал.

В 1920-х гг. писал портреты-типажи: «За учебу» (1925), «Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая», «Комсомолка-рабфаковка» (все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался. В истории советского искусства осталась легенда о художнике, творившем «как надо», художнике — символе социалистического реализма.

Меню