Биографии

Клевер Юлий Юльевич (старший)(1850—1924)


Русский художник. Пейзажист. Учился в Императорской Академии Художеств у С.М. Воробьёва и М.К. Клодта. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).

Родился Юлий Клевер 19 января 1850 года в Дерпте. Так в прошлые времена назывался старинный эстонский город Тарту. Отец Клевера —  магистр химии — преподавал в Ветеринарном институте. Семья Клеверов была большой, шумной. Здесь ценили шутку, любили праздники, общие застолья. В семье чутко уловили, что маленький Юлий — художественно одаренная натура. На семейном совете решили: следует отдать Юлия учиться к профессиональному художнику. Им оказался живописец Карл Кюгельхен (?), по национальности немец. В 1868 году Клевер написал свою первую картину — копию с оригинала знаменитого в то время немецкого пейзажиста Ахенбаха. Учитель Кюгельхен остался доволен этой работой. Близилось окончание гимназии, в семье Клеверов постоянно обсуждался вопрос — где и чему юноша будет учиться дальше? Юлий заявил, что видит себя в будущем только живописцем и хочет поступать в петербургскую Академию художеств. В конце концов на семейном совете Клеверов приняли "соломоново решение": раз юноша мечтает об Академии художеств — хорошо. Но пусть выучится на архитектора: карьера зодчего более солидная, чем служба живописца, и дает средства к существованию. Сдав выпускные экзамены в гимназии, Клевер собрался в Петербург. Приехав в Петербург, Юлий Клевер не посмел ослушаться родительского наказа и поступил в архитектурные классы Академии художеств. Юноша утешал себя, что годы учения длятся не вечно, ради успокоения родителей можно потерпеть скучную архитектуру. Почти год юноша промучился: с каждым днем все более осознавал, что зря уступил настояниям родных. Архитектура его раздражала. Юлий Клевер был человеком эмоциональным, импульсивным, тянуть унылую лямку обязательств не мог и не умел. Нет, надо резко менять жизнь! Как гора упала с плеч: Клевер подал прошение в совет Академии художеств с просьбой перевести его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта. Увы, Юлию Клеверу снова не повезло: С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал без душевной горячности, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ни первый педагог, ни второй не захотели оценить смелые замыслы молодого художника Клевера. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы показались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. - Поставил цель - развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры". Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Молодой человек поставил себе совершенно иную цель: не окончить Академию художеств, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Юлий знал: художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми. Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: из Академии Клевера исключили. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести. В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села". И снова успех! Картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств. Прошло два года. Юлию Клеверу исполнилось двадцать четыре года, и он удивил художественный Петербург совершенно неожиданным образом: организовал персональную выставку. Она прошла на стендах Общества поощрения художеств. Не только в 1874 году, но и позднее это было необычное дело, на которое отваживались лишь немногие живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. После персональной выставки свершилось: успех следовал за успехом. В 1875 году упорный художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", в 1876-м - за картину "Первый снег на вспаханном поле". Лиха беда начало, в том же 1876 году Клевер на второй своей персональной выставке (!) показал десять картин и тридцать этюдов. Петербург поражался его работоспособности и таланту, о Клевере говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину "Березовый лес" пожелал приобрести Александр III, и это стало не только очередной победой: покупка картины царем мгновенно решила официальную судьбу Клевера. Ему, не кончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам. Оставался один шаг до звания академика. И в 1878 году Юлий Юльевич стал академиком за картину "Старый парк", отправленную затем на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз. В поисках новых сюжетов Клевер в 1879 году со своим приятелем Василием Васильевичем Самойловым уехал на остров Нарген, виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили почти целое лето. Рисовал в свой альбом Самойлов, делал — один за другим — этюды Клевер. Середина ХIХ века стала тем самым временем, когда многие русские живописцы, словно сговорившись, стремились передать все многообразие ландшафтов своей обширной страны. Художники работали не только в окрестностях Петербурга и Москвы, они начали уезжать на Урал, в Крым, на Кавказ. Они открывали зрителям загадочный Русский Север, хотели утвердить историческую значимость его неподражаемой природы. Знаменитый артист оказался прав: Петербург не забыл Клевера. Художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его работы ходили смотреть, их обсуждали, покупали Далее последовало еще одно событие, еще одна победа: "Лес на острове Нарген" ("Девственный лес") приобрел "московский Медичи" — Павел Михайлович Третьяков. А поездка Юлия Клевера на остров Нарген продолжала давать свои "плоды". Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений. Картину "Остров Нарген" приобрел великий князь Алексей Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Не отстал от брата и Александр III: он купил клеверовский "Лес зимой". Золотой дождь успеха и славы щедро проливался на Юлия Клевера: Академия художеств, видя, как ценит произведения молодого художника первое семейство России, присвоила Клеверу звание профессора за картину "Лесная глушь" (1880, Русский музей) и предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую. Именно те, которые в течение шестидесяти лет занимали знаменитые педагоги живописи М.Н. и С.М. Воробьевы. В это новое жилище Юлий Клевер приехал не один, а с молодой женой. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь картин Клевера. Дверь в его мастерскую не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты Академии. К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник с оригинальным творческим лицом. Вершиной взлета для Юлия Юльевича оказался 1880 год, когда он по материалам поездки на остров Нарген написал картину "Лесная глушь". За "Лесную глушь" Юлий Клевер получил звание профессора и кафедру в Академии художеств. Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами. В отличие от пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи), он ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества. Шумным успехом пользовались картины Юлия Клевера "Красная Шапочка" (1887), "Лес призраков" (1886) и "Лесной царь" (1887). Это были фантазии художника, его "сочинения на вольную тему". В советское время художник продолжал свою педагогическую деятельность в Академии художеств, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной. Там он заведовал кафедрой монументальной живописи. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР… Шли последние годы жизни Юлия Юльевича Клевера. В Петрограде царили беспорядки, голод, разруха. Но они не мешали молодым художникам стремиться за советом и знаниями к старым мастерам. Юлий Клевер был широкой натурой. Много зарабатывая, он постоянно нуждался, легко тратил деньги и без счета раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям. Современники считали художника простым и бескорыстным человеком. Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день. А в 1890-х годах произошел драматический поворот в жизни Юлия Юльевича Клевера. Он косвенным образом был связан с карточной игрой и деньгами. Правда, пострадал другой человек, но Клевера привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П.Ф.Исеева. Как говорили, тот потерпел безвинно — ответил за растраты, произведенные самим президентом Академии, великим князем Владимиром Александровичем. Для Клевера участие в судебном процессе стало серьезнейшим ударом. В те тяжелые дни он постоянно думал о том, что верна русская поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Юлий Юльевич очень тогда переживал, не мог подойти к мольберту, с домашними говорил на истерических нотах. Друзья посоветовали художнику уехать из России, пока вся эта финансово-судебная история не забудется. На семейном совете долго решали, какую страну выбрать для продолжительного жительства. Наконец остановились на Германии. Семь лет прожил Клевер в Германии. Нельзя сказать, что это время он провел впустую, всеми забытый. У Юлия Юльевича проходили выставки, у дверей мастерской не переводились заказчики, газетчики брали у художника интервью. Юлий Юльевич тосковал по России и много думал. Эти раздумья помогли Клеверу заново оценить свою работу. Художник мечтал вернуться в Россию, чтобы начать новую жизнь. К сожалению, Юлий Юльевич не мог предположить, насколько изменилась Россия, не мог почувствовать, какие ветры в ней дуют. В ней шли забастовки, бурлило народное недовольство властями. Появились новые слова: "листовка", "революционер", "пролетариат"... До искусства ли стране, которая напоминала вулкан накануне извержения? Семья Клеверов вернулась в Россию в 1915 году. На вокзале Клевера встречали друзья, поклонники, шумно говорили, обнимались, целовались; сунули в руки несколько букетов. После возвращения на родину Юлий Юльевич устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой "фирменный клеверовский" почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали. Клеверовские "эффекты" придают работам художника яркую индивидуальность, оригинальность и узнаваемость. Оптимизм, жизнелюбие помогли Юлию Юльевичу дожить до глубокой старости. Он философски воспринимал бурные российские события, о прошлых днях вспоминал с улыбкой. В последние годы Клевер жил в Петрограде-Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. После революции 1917 года его, как и других, поддерживало Общество художников имени А.И. Куинджи. Юлий Юльевич Клевер умер 4 декабря 1924 года. И. Голицына. Белый город. 2007

Название : В парке осенью

Год создания : 1896

Размер : 143 х 102,5

Собрание : Ивановский областной художественный музей

Название : Зима

Год создания : 1898

Материал : Холст, масло

Размер : 57 х 84

Собрание : Московский педагогический государственный университет

Название : Зимнее солнце

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Размер : 78,5 x 58,5

Собрание : Частная коллекция

Название : Зимний пейзаж на закате

Материал : Холст, масло

Размер : 108 х 163

Собрание : Частная коллекция

Название : Закат

Год создания : 1904

Материал : Холст, масло

Размер : 63 х 96,5

Название : Зимний пейзаж

Год создания : 1900

Материал : Холст, масло

Размер : 80 х 105

Название : Сети на Финском заливе

Год создания : 1903

Материал : Холст, масло

Размер : 47 х 63

Собрание : Частная коллекция

Название : В дороге

Год создания : 1903

Материал : Холст, масло

Размер : 58 х 89.5

Собрание : Частная коллекция

Название : Пруд в парке

Год создания : 1905

Материал : Холст, масло

Размер : 98,5 х 62,5

Собрание : Частная коллекция

Название : Зимний пейзаж

Год создания : 1871

Материал : Холст, масло

Размер : 39 х 55

Собрание : Частная коллекция

Название : Пригород Ленинграда

Год создания : 1924

Материал : Холст, масло

Размер : 47,5 х 66,5

Собрание : Частная коллекция

Название : Белорусский пейзаж. Усадьба Дречелуки

Год создания : 1901

Материал : Холст, масло

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Закат в зимнем лесу

Год создания : 1904

Материал : Холст, масло

Размер : 60.5 х 45.5

Собрание : Частное собрание

Название : Март

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Размер : 32.5 х 40.5

Собрание : Частное собрание

Название : Летний мост

Год создания : 1915

Материал : Холст, масло

Размер : 49 х 73.5

Собрание : Частное собрание

Название : Водяные лилии

Год создания : 1906

Материал : Холст, масло

Размер : 75 х 75

Собрание : Частное собрание

Название : Вечерняя прогулка по пляжу

Год создания : 1907

Материал : Холст, масло

Размер : 61 х 100.5

Собрание : Частное собрание

Название : Закат в лесу

Год создания : 1901

Материал : Холст, масло

Размер : 85 x 130

Собрание : Частное собрание

Название : Путешественник в снегах

Год создания : 1908

Материал : Холст, масло

Размер : 89.2 х 57.5

Собрание : Частное собрание

Название : Возвращение рыбаков

Год создания : 1890

Материал : Холст, масло

Размер : 32.5 х 47.5

Собрание : Частное собрание

Название : Закат

Год создания : 1912

Размер : 58 х 88,5

Собрание : Частная коллекция

Название : Закат на болоте

Год создания : 1898

Материал : Холст, масло

Размер : 94 х 143

Собрание : Частная коллекция

Название : Закат на болоте

Год создания : 1890

Материал : Холст, масло

Размер : 26,7 х 49,5

Собрание : Частное собрание

Название : В дни большой войны

Собрание : Частное собрание

Название : В парке Гатчинского дворца

Собрание : Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Название : В парке Гатчинского дворца

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло.

Размер : 89 x 71

Собрание : Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Название : В поле

Собрание : Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Название : Вечер

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло.

Размер : 116 x 141

Собрание : Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой

Название : Вечерняя тишина

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло.

Размер : 58 x 89

Собрание : Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан

Название : Дама, идущая по дороге к усадьбе

Год создания : 1887

Собрание : Частное собрание

Название : Дебри

Год создания : 1895

Материал : Холст, масло

Размер : 113,5 x 85

Собрание : Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Название : Девочка с хворостом в дубовом лесу

Год создания : 1890

Собрание : Частное собрание

Название : Девственный лес

Год создания : 1880

Материал : Холст, масло.

Размер : 141 x 155

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Деревня на острове Нарген

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло.

Размер : 144 x 265

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Заброшенная мельница

Год создания : 1890

Материал : Холст, масло.

Размер : 160 x 235

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Забытое кладбище

Год создания : 1890

Материал : Холст, масло.

Размер : 177 x 153

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Закат в чаще леса

Год создания : 1889

Собрание : Частное собрание

Название : Закат солнца зимой

Год создания : 1897

Материал : Холст, масло.

Размер : 120 x 83

Собрание : Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Название : Закат солнца зимой

Год создания : 1891

Собрание : Калужский областной художественный музей

Название : Закат солнца зимой

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло.

Размер : 138 x 62

Собрание : Донецкий областной художественный музей

Название : Закат. Деревня

Год создания : 1896

Собрание : Частное собрание

Название : Залив

Год создания : 1886

Собрание : Частное собрание

Название : Зима

Год создания : 1876

Материал : Холст, масло.

Размер : 45 x 54

Собрание : Ульяновский художественный музей

Название : Зима в старом парке

Собрание : Частное собрание

Название : Зима. Сосновый бор

Год создания : 1910

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний вечер

Год создания : 1898

Собрание : Сумский художественный музей

Название : Зимний вечер в деревне

Материал : Холст, масло

Размер : 48,5 x 70

Собрание : Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Название : Зимний вечер. Деревушка

Год создания : 1897

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний закат

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло.

Размер : 28 x 44

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Название : Зимний закат в еловом лесу

Год создания : 1889

Материал : Холст, масло.

Размер : 143 x 104

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Название : Зимний пейзаж

Год создания : 1890

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло.

Размер : 23 x 28

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж

Год создания : 1895

Материал : Холст, масло.

Размер : 67 x 98

Собрание : Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

Название : Зимний пейзаж с домом

Год создания : 1918

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с дорогой

Год создания : 1900

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с избами у реки

Год создания : 1887

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с избушкой

Год создания : 1899

Материал : Холст, масло.

Размер : 89 x 58

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с избушкой

Год создания : 1897

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с лесной речкой

Год создания : 1905

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с мостиком

Год создания : 1900

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с рекой и домами

Год создания : 1914

Собрание : Частное собрание

Название : Зимний пейзаж с соснами

Год создания : 1896

Собрание : Частное собрание

Название : Зимой на кладбище

Год создания : 1907

Материал : Холст, масло.

Размер : 102 x 74

Собрание : Самарский художественный музей

Название : Избушка у реки ночью

Год создания : 1900-е

Собрание : Частное собрание

Название : Избушка у реки. Закат

Год создания : 1900

Собрание : Частное собрание

Название : К вечеру

Год создания : 1876

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Картина, повернутая обратной стороной

Год создания : 1890-е

Собрание : Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

Название : Красная шапочка

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Размер : 185,5 x 155

Собрание : Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Новгород

Название : Куоккала

Год создания : 1898

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Лахта. Рыбацкий хутор

Год создания : 1878

Собрание : Частное собрание

Название : Лес

Год создания : 1911

Собрание : Частное собрание

Название : Лесной пейзаж

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Размер : 76,8 x 102

Собрание : Костромской государственный объединенный художественный музей

Название : Летний пейзаж

Год создания : 1890

Собрание : Частное собрание

Название : Лодка на берегу

Год создания : 1903

Собрание : Кировоградский областной художественный музей

Название : Лунная ночь

Год создания : 1879

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Мелколесье

Год создания : 1878

Материал : Холст на картоне, масло

Размер : 38,8 x 55

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Море

Год создания : 1893

Собрание : Липецкий областной краеведческий музей

Название : Окраина города

Год создания : 1884

Собрание : Частное собрание

Название : Окрестности Петербурга. Лахта

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло.

Размер : 27 x 60

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Окрестности Петербурга. Финский залив

Год создания : 1880

Материал : Холст, масло.

Размер : 27 x 60

Собрание : Частное собрание

Название : Осенний парк

Год создания : 1898

Собрание : Частное собрание

Название : Осенний пейзаж с охотником

Год создания : 1900

Собрание : Частное собрание

Название : Осенний пейзаж. Вечер. 1880-

Год создания : 1890

Собрание : Частное собрание

Название : Осень

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло.

Размер : 94 x 143

Собрание : Национальная галерея республики Коми

Название : Осень в лесу

Год создания : 1898

Собрание : Частное собрание

Название : Осень. Лесная речка

Год создания : 1894

Собрание : Частное собрание

Название : Оттепель

Год создания : 1890

Название : Оттепель

Собрание : Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Название : Павловск

Год создания : 1915

Собрание : Частное собрание

Название : Пейзаж

Год создания : 1892

Материал : Холст, масло.

Размер : 46 x 33

Собрание : Луганский областной художественный музей

Название : Пейзаж

Год создания : 1880

Материал : Холст, масло

Размер : 26 x 58

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Пейзаж с избушкой

Год создания : 1913

Собрание : Частное собрание

Название : Пейзаж с мельницей

Год создания : 1906

Собрание : Частное собрание

Название : Перед грозой

Год создания : 1899

Собрание : Частное собрание

Название : Поповка. Лес. Рожь

Год создания : 1917

Собрание : Череповецкий художественный музей

Название : Пруд с белыми лилиями

Год создания : 1893

Собрание : Частное собрание

Название : Пурга надвигается

Год создания : 1910

Собрание : Частное собрание

Название : Рыбак

Год создания : 1878

Собрание : Козьмодемъянский художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева

Название : Рыбацкая деревня

Год создания : 1892

Материал : Холст, масло.

Размер : 77 x 130

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Сосны

Год создания : 1896

Материал : Холст, масло.

Размер : 107 x 72

Собрание : Нижегородский художественный музей

Название : Сосны на закате

Год создания : 1910

Собрание : Частное собрание

Название : Старые деревья в лесу

Год создания : 1880

Собрание : Частное собрание

Название : У пруда

Год создания : 1877

Собрание : Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Название : У реки

Год создания : 1885

Материал : Холст, масло.

Размер : 36 x 71

Собрание : Серпуховский художественно-исторический музей

Название : Утро в заливе. Рыбацкие сети

Год создания : 1898

Собрание : Частное собрание

Название : Амбросовичи

Год создания : 1899

Собрание : Витебский областной краеведческий музей

Название : Березовая аллея (Дорога. Березы)

Год создания : 1910

Собрание : Частное собрание

Название : Будет дождь

Год создания : 1916

Собрание : Частное собрание

Название : В Орловской губернии

Год создания : 1873

Собрание : Одесский художественный музей



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: