Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Петрович(1835—1914)

Русский живописец, мастер жанровой картины, академик, один из членов-учредителей «Товарищества передвижников».

Сын скульптора П.К.Клодта, получил известность как живописец-жанрист. Родился в Петербурге 17 (29) сентября 1835, учился у А.А.Агина и в Академии художеств (1852–1861, с перерывом). Получил медали: в 1855 г. — 1 и 2 серебряные медали; в 1857 г. — 1 серебряную за картину «Финский крестьянский быт»; в 1860 г. — 2 золотую за картины «Из быта нормандских рыбаков» и «Внутренность нормандской хижины; в 1861 г. — 1 золотую за картину «Последняя весна». В 1857–1860 работал в Париже, путешествовал по Франции вместе с двоюродным братом М.К.Клодтом. В 1862–1865 как «пенсионер» Академии жил в Мюнхене. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Много ездил по России. В 1867 г. — звание академика за картины «Деревенские крестины» и «Возвращение с поля».  Для его жанров, созданных в русле камерно-лирического романтизма, наиболее характерны образы крестьянской жизни с ее архаическими нравами (Рыбаки финны, 1855; Черная скамья, 1871; обе картины – в Третьяковской галерее), но в первую очередь сентиментальные живописные драмы (Больной музыкант, 1859; Последняя весна, 1861; обе работы – там же; Перед отъездом, 1878, Художественный музей, Иваново). Картина «Музыкант» положила начало собранию П.М.Третьякова. К концу 19 в. все чаще обращался к исторической теме, подчеркивая в ней житейски-бытовое начало (Терем царевен, 1878, Художественная галерея, Пермь). В картинах на гоголевские темы вплотную подошел к поэтике символизма (Конец «Мертвых душ», Музей-усадьба «Абрамцево»). Занимался офортом, воспроизведя в этой технике ряд своих композиций. С 1895 служил реставратором в Эрмитаже.

Меню