Клюн (Клюнков) Иван Васильевич(1870—1943)

Русский художник-супрематист, футурист, авангардист, теоретик искусства. Творческий соратник К.С. Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве….. Клюн работал над созданием нового типа произведений — сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов (так называемые скульптокартины, пикторельефы). Входил в группу К.С. Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. «Супремус». С конца 1930-х гг. Клюн работает в реалистической манере.

Соратник и последователь К.С. Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…., автор теоретического очерка о супрематизме «Искусство цвета». И. В. Клюн начинал свой путь художника с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере, а заканчивал — натюрмортами и пейзажами, скрупулезно выверенными, дотошно реалистическими. Учился Клюн в Рисовальной школе при ОПХ в Варшаве (1880-90-е). Родился в крестьянской семье. Служил бухгалтером, параллельно обучаясь рисованию. В начале 1890-х гг. он переехал в Москву, где посещал студии Ф. Рерберга Рерберг Федор Иванович [1865—1938] Русский и советский живописец, один из основателей и руководителей московского Товарищества художников, замечательный акварелист, крупный исследователь технологии живописных материалов, учитель многих выдающихся русских и советских художников. Основал…, В. Ф. Фишера, мастерскую И.И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»….
В 1907 г. Клюн знакомится с К.С. Малевичем Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…., приобщается к его творческим и теоретическим поискам новых путей в искусстве.
В 1910 г. сближается с членами объединения «Союз молодежи». Среди его живописных произведений этого периода «Портрет художника Малевича» (1912), «Пробегающий пейзаж» (1913), «Озонатор», «Граммофон» (оба 1914), «Летящая скульптура», «Супрематизм» (оба 1915), «Музыкант» (1916) и др.
С 1913 г. Клюн работал над созданием нового типа произведений — сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов (так называемые скульптокартины, пикторельефы). Художник активно участвовал в культурной жизни «футуристической» Москвы: в 1910 г. был одним из учредителей «Московского салона», а в 1915 г. принял участие в составлении супрематического памфлета, распространенного на выставке «0,10», иллюстрировал буклет А. Е. Крученых «Тайные пороки академистов», в котором опубликовал свой очерк «Примитивы 20-го века»; с 1916 г. входил в группу К.С. Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. «Супремус». После Октябрьской революции Клюн много занимался организационной деятельностью.
В 1917-21 гг. заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро Отдела ИЗО Наркомпроса, преподавал живопись в ГСХМ — Вхутемасе, был членом совета Инхука (1920-22). В 1918 г. совместно с А. В. Лентуловым выполнил агитационное оформление Театрального сквера в Москве.
В 1923 г. оформил книгу А. Е. Крученых «Фактура слова. Декларация». Не оставлял и занятий в области абстрактного искусства. Произведения этого времени — «Алый перецвет» (1919), «Супрематизм» (1921), «Работа по цветосветовому принципу» (1925), «Портрет А. Е. Крученых» (1926), «Электрификация» (дерево, металл, стекло, 1926), «Построение по принципу движения» (1933). С конца 1930-х гг. Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым. Немногие сохранившиеся произведения талантливого художника-беспредметника, разрозненные по многим престижным собраниям России, Европы и Америки, помогают восстановить не только творческий путь незаурядного мастера, но и воссоздать контекст бытования беспредметного, супрематического, абстрактного искусства России начала и первой трети XX в. 

Меню