Корин Алексей Михайлович(1865—1923)

Русский жанрист, пейзажист, автор ряда портретов и интерьеров. В 1884-1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяние и зодчества. По окончании был удостоен большой серебряной медали. С 1891 г. участвовал в передвижных выставках. Член ТПХВ. С 1894 г. преподавал в МУЖВЗ. Картины А.М. Корина приобретались П.М.Третьяковым для своего собрания. Экспонент Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях. Судьба художника Алексея Михайловича Корина по-своему драматична. Талантливый живописец, автор многочисленных портретов, пейзажей и жанровых композиций, член Товарищества передвижных художественных выставок и непременный участник экспозиций этого объединения с 1891 по 1922 год — он был со временем почти совсем забыт, и имя его лишь эпизодически появлялось в мемуарной литературе и специальных изданиях.

Сын палехского крестьянина-иконописца, он уже с детства работал под руководством отца, а в двенадцать лет был отдан в иконописную мастерскую. Позже Корин уезжает в Москву, где в 1884 году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали известные передвижники В.Е. Маковский и И.М. Прянишников Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое….
Годы учения для будущего художника были нелегким испытанием на жизненную стойкость. Но тяжелые бытовые условия не помешали А.М. Корину в его профессиональном росте. Живописные и графические работы неизменно заслуживают высших оценок, и в 1889 году он заканчивает Училище, получив большую серебряную медаль за картину «Утро в монастырской келье».
Сразу после Училища начинается период активной творческой деятельности А. М. Корина. Он успешно участвует в выставках, побеждает в художественных конкурсах, получает высокие отзывы о своих картинах таких маститых ценителей искусства, как И.Е. Репин и В.В. Стасов. Его жанровую картину «Больной художник», показанную в 1892 году, приобретает для своей коллекции П.М.Третьяков. А в 1894 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Картины А.М.Корина не отличаются глубиной тем, масштабностью исполнения. Однако в них всегда ощущается непосредственность восприятия жизни, выразительно используются живописно-пластические средства.
Персонажи коринских портретов — близкие, хорошо знакомые художнику люди, в облике которых он способен уловить легкие движения души, передать их настроение. Образы его героев внутренне подвижны, эмоционально насыщенны. Таковы, например, портреты художника Вакшеева (1888), скульптора Домогацкого (1890-е), Марии Кориной — дочери художника (1905). «Автопортрет», созданный мастером в 1915 году (ГТГ), — одно из лучших и глубоких произведений этого ряда.
Жанровые композиции Корина нередко обнаруживают прямую связь с его портретным творчеством. Персонажи бытовых картин — реальные люди из его окружения. Это коллекционер Н.В. Медынцев («Меценат»), дед А.М. Корина («За чайком»), жена («Опять провалился»), дети («Перед уходом в гимназию», «У открытого окна»). Герои представлены в привычных для художника, не раз наблюдавшихся им житейских ситуациях.
В более ранних бытовых полотнах Корина видятся своего рода `драматургический` эффект, сочиненность действия, рассчитанные на соответствующую реакцию зрителя («Больной художник», 1892; «В отсутствии жены», 1893). Со временем понимание сюжета у Корина трансформируется, перестает быть самоцелью. Для таких картин, как «За чайком», «Окно» (1912), «С.С. Корина за глаженгем. Плес» (1898), «Увлекательное чтение (За книгой)» (1900), типично не столько внимание к происходящему, сколько стремление передать глубину душевного состояния, едва уловимые внутренние связи персонажей.
Характерное для многих полотен художника единство эмоциональной и пластической среды достигается тонким цветовым решением. Живопись Корина свидетельствует о богатстве его колористического видения, свободном владении кистью, уверенно выявляющей форму и пространство.
На развитие живописного мастерства Корина повлияла работа в пейзаже, к которой он непрерывно обращается с 1890-х годов. Работа на пленэре в Подмосковье и особенно поездки на этюды в знаменитый Плес значительно расширили палитру его полотен, сделали живопись более раскованной и светоносной. Небольшие по формату пейзажи Корина всегда лиричны по настроению, проникнуты тонким поэтическим ощущением природы («Ранняя весна», 1890-е; «Сарай», 1900-е; «Пейзаж с церквушкой. Плес», 1890-е).

Меню