Русский живописец. Типичный представитель искусства «передвижников».
Учился в 1858–1863 годах в Академии художеств.
Получил медали: в 1858 г. — 2 серебряную; в 1859 г. — 1 серебряную; в 1860 г. — 2 серебряную; в 1861 г. — 1 серебряную и 2 золотую за картину «Пьяный отец семейства». В 1868 году получил звание академика за картину «Возвращение с ярмарки». Участвовал в росписи московского храма Христа Спасителя (1875–1877).
Став свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал после этого тяжелое нервное потрясение.
Родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 (23) марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Уехав в 1857 в Петербург, учился в 1858–1863 в Академии художеств. Получил медали: в 1858 г. — 2 серебряную; в 1859 г. — 1 серебряную; в 1860 г. — 2 серебряную; в 1861 г. — 1 серебряную и 2 золотую за картину «Пьяный отец семейства». В 1860 был освобожден от обязательной горной службы. Участник «бунта четырнадцати» (1863), был членом-учредителем «Артели художников» (1864) и «Товарищества передвижников» (1870), однако в силу организационных и идейных разногласий (Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом) участия в выставках товарищества не принимал. Жил в основном в Петербурге.
В 1868 г. получает звание академика за картину «Возвращение с ярмарки».
В 1860-е годы сложилась его «классически-передвижническая» живописная манера, стиль обстоятельной картины-новеллы, символически фиксирующей печальные и темные либо, напротив, более мажорные аспекты повседневной жизни. Среди характерных произведений Корзухина: Поминки на деревенском кладбище (1865), Птичьи враги (1887), У краюшки хлеба (1890; все работы – в Русском музее); наиболее известны последние две картины – с мальчишками-птицеловами и нищей крестьянкой, тоскливо созерцающей своих голодных детей. Большими удачами мастера явились также полотна «Перед исповедью «(1876–1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й – в Третьяковской галерее) и «В монастырской гостинице» (1879–1882, Третьяковская галерея), на манер Н.С.Лескова запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875–1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел Монастырской гостиницы народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму.
Став свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал после этого тяжелое нервное потрясение. С той поры много болел, хотя и продолжал активно работать (исполнив, в частности, Тайную вечерю для кафедрального собора в Риге, 1891).
Умер Корзухин в Петербурге 18 (30) октября 1894.