Козинцев Григорий Михайлович(1905—1973)

Советский российский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской премий (1965).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950).

Народный артист СССР (1964). 

 

Григорий Козинцев родился в семье киевского врача Михаила Исааковича и его супруги Анны Григорьевны.

В 1919 году Григорий начал обучаться живописи, сначала в Москве, потом в Петербурге. В эти годы он расписывал поезда, участвовал в оформлении спектаклей и пробовал свои силы в режиссуре.

 

Вместе со своим другом, молодым одесситом Леонидом Трубергом, Козинцев искал свои пути к новому искусству.

9 июля 1922 года начала работать Фабрика Эксцентрического Актера (ФЭКС) — театральная мастерская, сочетавшая обучение актеров с постановкой спектаклей.

Премьера первой постановки ФЭКСа «Женитьба» состоялась 25 сентября 1922 года на сцене Петроградского Пролеткульта.

ФЭКС воспитала ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Е. А. Кузьмина, С. А. Герасимов, О. П. Жаков и др.). 

 

С 1924 Козинцев обратился к кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). 

В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. 

 

В августе 1927 года Козинцев начал преподавать в Ленинградском институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС.

 

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. 

После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). 

С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор).

 

После войны Козинцев в условиях малокартинья обратился к популярному тогда биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947, Сталинская премия, 1948) и «Белинский» (1953). 

 

В начале 1950-х годов Козинцев перестал быть кинематографическим служащим и стал театральным «договорником». Академический театр драмы имени Пушкина поручил ему постановку «Гамлета».

Пожалуй, это были счастливейшие дни в жизни Козинцева. Вместе с семьей он жил на небольшой даче в Комарово под Ленинградом. Григорий Михайлович просыпался в шесть часов утра и тихо, чтобы не разбудить жену и маленького сына, брался за работу. Он читал Шекспира и книги о Шекспире. Собирались главы собственной книги «Наш современник Вильям Шекспир».

31 марта 1954 года, впервые после многих лет отсутствия в репертуаре, «Гамлет» был показан зрителям.

 

Вдруг судьба сделала неожиданный поворот. Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил к себе Козинцева для съемок фильма «Дон Кихот». Так состоялось возвращение Козинцева в кино.

Фильм «Дон Кихот» (1957) Козинцева получил высокую оценку во всем мире. Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа.

 

Козинцев много ездил по миру. Возглавлял делегацию советских кинематографистов на Неделе советского кино в Англии. Посетил Мексику, затем, по приглашению фирмы «Юнайтед Артистс», Голливуд. Участвовал в работе XIII Каннского фестиваля в качестве члена жюри.

 

Последние годы жизни Козинцев отдал Шекспиру. Фильмы «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) стали событием в советском и мировом кинематографе.

Творчеству великого английского драматурга посвящены его книги «Наш современник Вильям Шекспир» (1962) и «Пространство трагедии» (1973), написанная в форме дневника режиссера.

 

Много времени Григорий Михайлович отдавал преподавательской работе: сначала во ВГИКе (1941-1964), а затем в мастерской на «Ленфильме» (1965-1971). Среди его учеников режиссеры Э.Рязанов, С.Ростоцкий, И.Авербах и многие другие.

 

В первых числах мая 1973 года с режиссером случился инфаркт, его перевезли из Комарово в Ленинград. Жена Валентина Георгиевна неотлучно находилась при нем.

11 мая 1973 года Григория Михайловича Козинцева не стало. Режиссера похоронили на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Режиссер спектакля в Ленинградском театре «Комедии» «Опасный поворот» 1939г. худ.спектакля Н.Акимов. 

В 1953 году Г.Козинцев поставил спектакль «Гамлет» в Александринском театре.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Сталинская премия первой степени (1941) — за кинотрилогию о Максиме (1934, 1937, 1938).

Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Пирогов» (1947).

Ленинская премия (1965) — за фильм «Гамлет» (1964).

Два ордена Ленина.

Орден Трудового Красного Знамени (1939) — за фильм «Выборгская сторона» (1938).

Орден Октябрьской Революции.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

МКФ в Москве (1935, Главный приз («Серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильм «Юность Максима»).

ВКФ (1958, Вторая премия за режиссуру, фильм «Дон Кихот»).

ВКФ (1958, Третья премия по разделу художественных фильмов, фильм «Дон Кихот»).

МКФ в Ванкувере (1958, Почетная грамота, фильм «Дон Кихот»).

Премия Британскаой киноакадемии BAFTA (1964, Лучший фильм года, фильм «Гамлет»).

Автор сценария и режиссер-постановщик фильма «Гамлет», получившего Специальный приз жюри I-го Всесоюного кинофестиваля «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира» (Ленинград, 1964 год).

КФ шекспировских фильмов в Висбадене (1964, Приз за лучший фильм, фильм «Гамлет»).

МКФ в Венеции (1964, Спец. премия, фильм «Гамлет»).

МКФ в Сан-Себастьяне (1964, Приз, фильм «Дон Кихот»).

МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Спец. приз жюри, фильм «Гамлет»).

МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Премия нац. федерации испанских киноклубов, фильм «Гамлет»).

Союз польских журналистов (1965, Почетный диплом клуба кинокритиков, фильм «Гамлет»).

«Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника (1966, «За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», фильм «Гамлет»).

МКФ в Лиме (1966, Премия нац. совета киноцензуры «Серебряная лама», фильм «Гамлет»).

МКФ в Панаме (1966, Приз «Серебряное блюдо», фильм «Гамлет»)

Премия «Фемина» (Бельгия) (1966, фильм «Гамлет»).

МКФ в Тегеране (1972, Главный приз «Золотая статуэтка крылатого тура», фильм «Король Лир»).

МКФ в Чикаго (1972, Приз «Серебряный Хьюго», фильм «Король Лир»).

МКФ в Милане (1973, Золотая медаль, фильм «Король Лир»).

Меню